ГлавнаяМетодическая копилкаЦелеполагание - один из этапов организации исследовательской и проектной деятельности

Целеполагание - один из этапов организации исследовательской и проектной деятельности

-
Целеполагание - один из этапов организации исследовательской и проектной деятельности

Вольхина Елена Юрьевна

учитель химии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Курагинская средняя общеобразовательная школа №1 Красноярского края Курагинского района имени Героя Советского Союза  А.А.Петряева

Высшая квалификационная категория,  педагогический стаж  29 лет

Межмуниципальный проект

«Повышение качества образования в школах с разными социальными условиями»

Методический семинар

«Проектная и исследовательская деятельность в школе как форма активизации деятельности и социализации субъекта образовательного процесса».

Мастер – класс

«Целеполагание — один из этапов организации исследовательской и проектной деятельности»

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не проходил»

Климентий Аркадьевич Тимирязев

 

Цель: смоделировать этап целеполагания при организации исследовательской деятельности на уроке, направленной на формирование УУД

Задачи:

·         представить основные требования ФГОС к результатам обучения;

·         выявить общие черты и различия проектной и учебно-исследовательской деятельности;

·         в малых группах отработать методические подходы на этапе целеполагания;

·         оказать помощь участникам мастер-класса в применении на практике приемов целеполагания;

·         провести рефлексию собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

Планируемый результат: повышение профессионального мастерства педагогов по формированию у учащихся универсальных учебных действий при организации исследовательской и проектной деятельности, профессиональное общение при работе в группах.

Организационный этап

Приветствие и психологический настрой на плодотворную работу.

Раскрытие темы мастер-класса.

I.                  Требования ФГОС к результатам обучения

II.               Особенности учебно-исследовательской и проектной деятельности

III.           Общие черты и различия проектной и учебно-исследовательской деятельности

IV.           Структура учебно-исследовательской и проектной деятельности

V.                Этап целеполагания и постановки задач

VI.           Литература

VII.        Приложение

I. Требования ФГОС к результатам обучения

Важнейшей задачей современной системы образования является освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин и формирование совокупности универсальных учебных действий.

Требования Стандарта к результатам обучения конкретизируются Программой развития универсальных учебных действий. К универсальным учебным действиям относятся

·        регулятивные (способность организовывать свою деятельность)

·         познавательные (способность  усваивать, искать, сравнивать информацию)

·         коммуникативные (способность работать в команде, ставить общие цели)

II. Особенности учебно-исследовательской и проектной деятельности

 Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, имеющую следующие особенности:

1) цели и задачи этих видов деятельности обучающихся определяются как их личностными, так и социальными мотивами;

2) учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми группами одноклассников, учителей и т. д.;

3) организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.

При построении учебно-исследовательского процесса учителю важно учесть следующие моменты:

·        тема исследования должна быть на самом деле интересна для ученика и совпадать с кругом интереса учителя;

·        необходимо, чтобы обучающийся хорошо осознавал суть проблемы, иначе весь ход поиска её решения будет бессмыслен, даже если он будет проведён учителем безукоризненно правильно;

·        организация хода работы над раскрытием проблемы исследования должна строиться на взаимоответственности учителя и ученика друг перед другом и взаимопомощи;

·        раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уже потом науке.

 

 

III. Общие черты и различия проектной и учебно-исследовательской деятельности

Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеют как общие, так и специфические черты. Следует четко представлять, какую работу вы выполняете – проектную или исследовательскую.

К общим характеристикам следует отнести:

·        практически значимые цели и задачи учебно-исследовательской и проектной деятельности;

• структуру проектной и учебно-исследовательской деятельности, которая включает общие компоненты: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов;

• компетентность в выбранной сфере исследования, творческую активность, собранность, аккуратность, целеустремлённость, высокую мотивацию.

Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.

Различия проектной и учебно-исследовательской деятельности

Проектная деятельность

Учебно-исследовательская деятельность

Проект направлен на получение конкретного запланированного результата — продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования

В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат

Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле

Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений

 

IV. Структура учебно-исследовательской и проектной деятельности

Образовательная технология, предполагающая решение учащимися
исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста, в ходе
которого реализуются единые этапы (вне зависимости от области
исследования)

Постановка учебной задачи

1.     Изучение теоретического материала

2.     Выделение проблемы, постановка целей и
задач исследования

3.     Формулировка рабочей гипотезы

Решение задачи посредством учебных действий

4. Освоение методики исследования

5.    Сбор собственного экспериментального материала

6.     Обработка собранного материала

Контроль

7. Обобщение, анализ, выводы

Оценка

8.     Представление исследовательской работы

Для успешного осуществления учебно-исследовательской деятельности обучающиеся должны овладеть следующими действиями:

• постановка проблемы и аргументирование её актуальности;

• формулировка гипотезы исследования и раскрытие замысла — сущности будущей деятельности;

• планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария;

• собственно проведение исследования с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ;

• оформление результатов учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта;

• представление результатов исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.

Выбор темы, постановка целей и задач исследования должны:

1. Соответствие тематики данному в теоретическом курсе материалу
2.  Доступность темы и объема работы возможностям учащихся
3. Адекватная формулировка темы исследования
 4. Соответствие задач цели, адекватность гипотезы исследования
 5. Учет индивидуальных склонностей и предпочтений конкретных учащихся

V. Этап целеполагания и постановки задач

 

 В ходе проектной деятельности самым важным и трудным этапом является постановка цели своей работы. Помощь педагога необходима, главным образом, на этапе осмысления проблемы и постановки цели: нужно помочь автору будущего проекта найти ответ на вопрос: «Зачем я собираюсь делать этот проект?» Ответив на этот вопрос, обучающийся определяет цель своей работы. Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия.

1. Формирование цели при помощи опорных глаголов.

Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью опорных глаголов. Можно предложить учащимся готовый набор глаголов, при помощи которых осуществляется запись цели (изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, закрепить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод, разобраться, систематизировать).

2. Работа над понятием.

Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока. Например, тема урока в 6 классе " Транспирация и фотосинтез". Необходимо объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Далее, от значения слова определяем цель урока. 3. Создание проблемных ситуаций

Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная.

Приемы создания проблемных ситуаций могут быть самыми разными. Выбор того или иного приема определяется содержанием учебного материала, целью данного урока. Например, проблемная ситуация создается

1) на основе демонстрационного или фронтального эксперимента 

2) при решении задач.

3) при постановке проблемных вопросов. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа.

4) Нерешенная домашняя задача.

Цель исследовательской работы - это желаемый конечный результат, который планирует достичь учащийся в итоге своей работы. У исследования может быть только одна цель. Фактически, цель вытекает из проблематики исследования, а проблематика определяется темой. Можно выстроить целую иерархическую пирамиду: тема — проблематика — цель — задачи. В ходе обсуждения учащиеся выдвигают различные цели. Разнообразие целей учеников позволяет учителю вместе с ними выстроить линию поставленных целей, ребята понимают, что цели можно ранжировать. Наиболее содержательные с точки зрения учебного предмета цели учитель должен записать на доске, что привлечет к ним внимание остальных учеников, в том числе и тех, кто не сумел поставить свои цели. Фиксация целей позволяет учителю обращаться к ним в течение урока и в его конце для анализа их достижения.

Затем возникает вопрос: «Что для этого следует сделать?» Решив его, обучающийся увидит задачи своей работы.

Задачи исследовательской работы – это все последовательные этапы теоретической и экспериментальной работы учащегося. Чтобы определить задачи, нужно последовательно отвечать себе на вопрос: «Что необходимо сделать, чтобы достичь цели исследования?». Задачи начинаются словами: выяснить, провести, проанализировать, определить, рассмотреть, найти, измерить, сравнить, собрать, составить, обобщить и т.д.

Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого – формулируется домашнее задание. При достижении результатов проводится рефлексия деятельности, то есть оценка соотношения полученных результатов и заявленной цели. Если сочетание целеполагания и рефлексии в различных видах деятельности повторяется систематически, то данная работа приводит к тому, что некоторые ребята начинают самостоятельно формулировать свои цели.

 

VIII.    Литература

1.     Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. — (Стандарты второго поколения)

2.     Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ [сост. Е.С.Савинов]. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения).

3.     Л.В.Байбородова, А.Л.Чернявская «Методология и методы научного исследования» 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие, Москва Юрайт 2018 г.

4.     Леонтович А.В., Саввичев А.С. «Исследовательская и проектная работа школьников», М.: «ВАКО», 2014 г

5.     Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/[А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.

 

IX.           Приложение

Приложение №1 Сравнение исследовательской и проектной работ

Задание: Определите тему проектной и исследовательской работы. Следует четко представлять, какую работу вы выполняете – проектную или исследовательскую.

Тема: Причины резких колебаний численности белки.

Цель – познание нового

Методы:

·        Выдвижение возможных версий, их
аргументация и отбор наиболее адекватной:
Болезни
Урожайность хвойных

Поголовье хищников
Климатические колебания
 

Тема: Защитим белку от браконьеров.
Цель – конкретный практический результат
Методы решения:
 1. Изучение численности белки
 2. Выяснение оптимального поголовья белки в данном природном комплексе
 3. Знакомство с методами борьбы с браконьерами

 

Приложение №2 Объект и предмет исследования

Задание: Заполните таблицу в соответствии с понятиями объект и предмет исследования

 Объект исследования — это то, что будет взято учащимся для изучения и исследования. Это не обязательно может быть какой-либо неживой предмет или живое существо. Объектом исследования может быть процесс или явление действительности.
 Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается?
Предмет исследования — это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе.
Обычно название предмета исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается?

Объект

Предмет

Мел

 

?

?

 

Частота сердечных сокращений

?

 

Температурный режим

Лист

 

?

 

Приложение №3 Адекватная формулировка темы исследования

Задание: Выберите темы, которые, на ваш взгляд, сформулированы грамотно.
1. Происхождение флористических символов англоязычных стран
 2. Загадка клавиатуры
 3. Мир ребёнка: взгляд сквозь время
4. Сюжетная линия коня-помощника в русских сказках и алтайском эпосе
5.  Наука на страже здоровья
 6. Поведенческие реакции волнистых попугайчиков в брачный период в условиях эксперимента
 7. Високосный год

 

Приложение № 4 Приемы целеполагания.

Формирование цели при помощи опорных глаголов

Задание: к выбранным темам поставьте цель, для этого

·        Выберите одно из слов типа: выявить, определить, проанализировать, установить, показать, проверить, привлечь к проблеме, обосновать, обобщить, описать, узнать и др.

·        Добавьте название объекта исследования и предмет исследования

 

Приложение № 5 Приемы целеполагания. Работа над понятиями

Задание: к предложенной теме «Быстрые флуктуации температуры воздуха на разных высотах» необходимо объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Далее, от значения слова определить цель.

Флуктуа́ция (от лат. fluctuatio — колебание) — любое случайное отклонение какой-либо величины.

Приложение № 6 Приемы целеполагания.

Создание проблемных ситуаций          Демонстрационный эксперимент 1

Задание: Три дня назад в две пробирки на одинаковый уровень была налита вода. 1 пробирку оставили без растения – контрольной, во 2 пробирку –– побег с листьями. Уровень воды в пробирках снова выровняли, а чтобы вода не испарялась с поверхности, залили ее тонким слоем масла. В таком виде опыт простоял три дня. Что же получилось? На основании наблюдений поставьте цель.

 

 

Демонстрационный эксперимент 2

Задание: Три дня назад в четыре три пробирки на одинаковый уровень была налита вода. 2 пробирку оставили без растения – контрольной, во 1 пробирку – побег, лишенный листьев, в 3 – побег с листьями. Уровень воды в пробирках снова выровняли, а чтобы вода не испарялась с поверхности, залили ее тонким слоем масла. В таком виде опыт простоял три дня. Что же получилось? На основании наблюдений поставьте цель

 

Приложение № 6 Приемы целеполагания

Создание проблемных ситуаций   Фронтальный эксперимент

Задание:

1.                Возьмите ватный диск, смочите его теплой водой и протрите тыльную часть одной руки, не вытирайте. Что вы ощущаете? Объясните данное явление.

2.     Подышите себе на руку. Что вы ощущаете? А теперь подуйте себе на руку. Что вы ощущаете теперь? Объясните данное явление. На основании наблюдений поставьте цель

 

Приложение № 7 Приемы целеполагания

Создание проблемных ситуаций     Решение задачи

Задание: решите задачу и определите цель исследования

За 1 час с 1 см2 листа испаряется 0,014 г воды. Определите площадь листьев у капусты, если растение испаряет 1л в сутки и площадь листьев у кукурузы, если растение кукурузы испаряет 800 г воды в сутки.

 

Приложение № 8 Приемы целеполагания

Создание проблемных ситуаций    Проблемный вопрос

Задание: ответьте на вопрос «Почему погиб фикус?». На этом основании поставьте цель

Катя очень любит свои комнатные растения и, чтобы лучше они выглядели, она смазала листья фикуса с двух сторон вазелином. Но через некоторое время листья пожелтели, а фикус погиб.  Почему погиб фикус?                      

Похожие статьи:

Должностные инструкцииДолжностная инструкция учителя физической культуры

ФакультативыПроценты на все случаи жизни, 8 класс

ПриказыПриказ «Об организации подвоза учащихся к образовательному учреждению МБОУ КСОШ №1»

МатематикаФизминутки

Промежуточная аттестацияФизическая культура

Рейтинг: 0 Голосов: 0 574 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!