ГлавнаяКлубы9 "Б" класс "КАЛЕЙДОСКОП" (2020-2021 уч.год)Блог клуба - 9 "Б" класс "КАЛЕЙДОСКОП" (2020-2021 уч.год)Проектная работа «Родители и дети: почему мы не всегда понимаем друг друга

Проектная работа «Родители и дети: почему мы не всегда понимаем друг друга

Автор
Опубликовано: 1489 дней назад (22 марта 2020)
Редактировалось: 1 раз — 24 марта 2020
+5
Голосов: 5
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Курагинская средняя общеобразовательная школа №1 имени героя Советского Союза А.А. Петряева





Проектная работа
Тема: «Родители и дети: почему мы не всегда понимаем друг друга»


















Выполнила:
Слесарева Элина Игоревна
8 Г класс
Руководитель:
Подосельникова Вера Ивановна





пгт. Курагино, 2019
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.........................................................................................................3
Основная часть..............................................................................................5
Практическая часть.....................................................................................11
Заключение..................................................................................................12
Список используемых ресурсов.................................................................13





































ВВЕДЕНИЕ
Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов.
Иногда подростки могут быть сложными и непредсказуемыми детьми. Родителям кажется, что по этим причинам в семье вспыхивают конфликты. Когда мать и отец понимают, что причина подростковых бунтов и негативизма — не плохой характер, а возрастные изменения в психике и организме ребенка, они получают возможность снизить уровень конфликтности в отношениях.
Во все времена ссоры между поколениями имели место, и родные люди, сталкиваясь с непониманием во время общения, переживали тревоги и отрицательные эмоции. Этот факт необходимо принимать тем, кто в семье часто ругается друг с другом, чтобы понимать, что невозможно иметь всегда безоблачные и идеальные отношения и это является нормальной частью человеческой жизни. Другой вопрос — как решать семейные проблемы, которые не дают жить полноценно, радоваться друг другу и отравляют отношения? Часто им задаются вопросом, когда понимают, что между ними и детьми, которые достигли подросткового возраста, появилось напряжение.
Подростки говорят о том, что мать и отец их не понимают, родители, в свою очередь, считают также, что чувствуют только непонимание со стороны детей. Понять причины непонимания можно, если найти истоки его возникновения.
Конфликт поколений- одна из самых важных и актуальных проблем в настоящее время, т.к. семья, как социальный индикатор, является первым и самым чувствительным социальным организмом ко всем переменам в обществе. Проблема взаимоотношений между поколениями, или как говорят, конфликт поколений, был во все времена. Однако каждое время содержание проблемы, острота противоречий, формы конфликтного взаимодействия носили особенный конкретно-исторический характер и формировали свои социальные нормы отношений между поколениями.
Меня эта тема заинтересовала потому, что я – подросток и у меня иногда возникает непонимание с моими родителями, хочу понять, почему так происходит.
Цель проекта: создать буклет «Как избежать конфликта поколений отцов и детей».
Задачи:
1.Изучить литературу по данной теме.
2. Рассмотреть особенности подросткового возраста.
3. Рассмотреть сферу общения подростков в семье.
4. Исследовать взаимоотношения подростков с родителями.
5. Создать буклет.
Методы исследования:
-анализ литературы
-анкетирование
-наблюдение
Результат моей работы –создание буклета, который поможет моим сверстникам и их родителям найти взаимопонимание,- в этом заключается практическая значимость моего проекта.







ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Иногда подростки могут быть сложными и непредсказуемыми детьми. Родителям кажется, что по этим причинам в семье вспыхивают конфликты. Когда мать и отец понимают, что причина подростковых бунтов и негативизма — не плохой характер, а возрастные изменения в психике и организме ребенка, они получают возможность снизить уровень конфликтности в отношениях.
Во все времена ссоры между поколениями имели место, и родные люди, сталкиваясь с непониманием во время общения, переживали тревоги и отрицательные эмоции. Этот факт необходимо принимать тем, кто в семье часто ругается друг с другом, чтобы понимать, что невозможно иметь всегда безоблачные и идеальные отношения и это является нормальной частью человеческой жизни. Другой вопрос — как решать семейные проблемы, которые не дают жить полноценно, радоваться друг другу и отравляют отношения? Часто им задаются вопросом, когда понимают, что между ними и детьми, которые достигли подросткового возраста, появилось напряжение.
Подростки говорят о том, что мать и отец их не понимают, родители, в свою очередь, считают также, что чувствуют только непонимание со стороны детей. Понять причины непонимания можно, если найти истоки его возникновения.
К тому, что ребенок 12-15 лет претерпевает серьезные личностные изменения, примешиваются разные взгляды на жизнь старших и младших членов семьи, их ожидания друг от друга, неприятие образа жизни или круга общения. Это самые частые причины разногласий в семье, где воспитываются подростки. Что делать родителям, чтобы восстановить и сохранить мир в семье, где подрастают дети, которые уже очень скоро станут взрослыми и самостоятельными?
ПОЧЕМУ С ПОДРОСТКАМИ СЛОЖНО?
Казалось бы, совсем недавно, дети были веселыми, любознательными и жизнерадостными, с ними было легко общаться, они отзывались на просьбы и выполняли указания, а сейчас у них пропало желание делиться с родителями секретами, участвовать в семейных обсуждениях, проводить время с семьей. Мать и отец, воспитывая подростков, замечают, что те все чаще нуждаются в уединении или общении с друзьями, а в ответ на вмешательство в свою личную жизнь, могут нагрубить или обмануть.
Что происходит? Почему подростки не могут быть все время милыми, дружелюбными и общительными? Потому что в этом возрасте они находятся в поисках себя, нуждаются в том, чтобы пробовать разные занятия и способы поведения, с целью понять, что подходит им, а что нет. На этом пути им часто не нужны советчики — они все хотят испытать и проверить на собственном опыте, и это является нормальным. Методом проб и ошибок подрастающие дети ищут путь, строят свою личность, и, чаще всего им это удается.
Что должны делать в это время родители?
1. Не мешать ребёнку – если у него есть в этом необходимость грустить, молчать, быть задумчивым, пробовать разные хобби, фантазировать на тему будущей жизни и профессии.
2. Не обращать внимания на вспышки гнева с его стороны или раздражительность, ведь чувствительность в подростковом возрасте сильно обостряется.
3. Когда ребёнок старается показать свою взрослость и самостоятельность, относиться к нему как к полноценной личности – советоваться, спрашивать мнения, говорить на серьёзные темы.
РЕБЁНОК НЕ ДОВЕРЯЕТ РОДИТЕЛЯМ
Иногда причина непонимания между старшими и младшими членами семьи — недоверие к родителям. Как правило, оно появляется не на ровном месте, а в результате ошибок в воспитании. В таких случаях дети стараются не делиться сокровенными мыслями с матерью и отцом, выбирая себе наставников среди педагогов и друзей — тех, кому могут доверять.
Что делать родителям, когда они понимают, что доверие в семье утрачено, а подростковый возраст протекает тяжело?
1. Не «давить» на ребёнка, пытаясь наладить отношения навязчивыми вопросами и чрезмерным вниманием.
2. Интересоваться тем, что важно ребёнку, не навязывая ему своё мнение и не пытаться обвинять в том, что он растёт другим, не похожим на своих родных.
ВЗРОСЛЫЕ ВЫСМЕИВАЮТ РЕБЕНКА
Родители и дети не понимают друг друга, если взрослые имеют привычку относиться к младшим насмешливо и пренебрежительно. Подобное отношение проявляется в таких фразах как «ты ничего не понимаешь!», «да что ты умеешь!», «у тебя вечно ничего не получается!» и других, которые косвенно унижают личность и достоинство ребенка.
Что делать родителям?
1. Научиться оценивать по достоинству всё, что делает ребёнок, даже если у него это не очень хорошо получается.
2. Умейте хвалить подростка даже в мелочах – дети в этом возрасте очень ранимы и чувствительны к похвале.
3. Воздерживайтесь от язвительных замечаний.
РОДИТЕЛИ НЕ ПОДДЕРЖИВАЮТ УВЛЕЧЕНИЯ
Это одна из веских причин того, что дети и родители не понимают друг друга. Взрослым бывает трудно смириться со странными хобби, увлечениями или новыми образами взрослеющих подростков.
Что делать родителям?
1. Старайтесь не давать оценок — насмешливых, унижающих, гневных или обидных — когда стали свидетелями очередного необычного ноу-хау или личного образа подростка.
2. Смиритесь с тем, что экспериментировать с внешностью или увлечениями — это природа детей, которая особенно обостряется в 12-15 лет.
3. Спокойно реагируйте на «сюрпризы» в характере или поведении.
4. Лучший способ понять подростка — это «посмотреть» на мир его глазами. Займитесь вместе с ребенком тем, что ему интересно, а если это невозможно, то стоит хотя бы понять, почему ему нравится та или иная музыка, прическа, игры и компании.
МАТЬ И ОТЕЦ ОСУЖДАЮТ ДРУЗЕЙ
Очередная причина непонимания в семье — когда ребенок осуждается взрослыми за дружбу с тем, кто не очень нравится родителям.
Что могут сделать мать и отец в таком случае?
1. Помните, что запреты могут действовать на подростков в обратном направлении - чем больше вы запрещаете им, тем сильнее они закрываются от вас и делают все наоборот.
2. Старайтесь подружиться со своим ребенком — так вы избавите его не только от необходимости искать приятелей на стороне, но и будете в курсе того, что происходит в его жизни.
Представители разных поколений очень часто не понимают друг друга. Так было и, наверное, будет всегда. Думаю, над вопросом, почему так происходит, задумывался каждый. И это не удивительно, ведь ответ на него может помочь сгладить конфликты, убрать незримый барьер между отцами и детьми. Следует учитывать, что «отцами и детьми» сейчас называют не только кровных родственников, но представителей разных поколений, не связанных родственными узами.

Я считаю, что непонимание между старшим и младшим поколениями можно объяснить несколькими причинами. Чаще всего оно возникает из-за разницы во взглядах на вечные ценности, на уклад общественной жизни. Дело в том, что наших бабушек и дедушек воспитывали совсем не так, как нас. Они жили во времена голода, войн, перестроек. Условия жизни научили их быть скромными в желаниях, искренними в отношениях с другими людьми. Наше поколение растеряло эти ценности в мире, перенасыщенном материальными благами и страдающем от недостатка моральности.

Вторая важная причина – попытка старших людей уберечь детей, молодежь от своих ошибок. Далеко не каждый представитель молодого поколения соглашается жить в оковах советов, запретов и поучений.. Многие писатели поднимали проблему отцов и детей, раскрывая не только ее внешнюю оболочку, но и психологическую.

В семье Болконских из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» не всегда царит взаимопонимание и тишина. Между Николаем Болконским и его детьми возникает стена, построенная на разногласиях. Глава семейства – человек военный, поэтому любит строгий порядок, чего требует от всех домашних. Он привык командовать, считает, что его дети должны безоговорочно подчиняться ему. Интересно, что себе Николай Болконский прощает маленькие слабости, например, привязанность к француженке Бурьен.

Герой совершенно не задумывается о судьбах князя Андрея и княжны Марии. Невест сына он не принимает. Лиза, первая жена Андрея, умирает во время родов. Черствость старика была одной из причин смерти. С отношениями сына и Наташи Николай Болконский также смириться не может, так как считает семейство Ростовых беднее и ниже, чем их. Андрей и Марья пытаются противостоять отцу, но выходит у них далеко не всегда. На некоторые уступки старик идет только перед смертью, но менять что-либо уже поздно.

Этот пример показывает, как эгоизм и неумение прислушиваться к детям портит отношения между отцами и детьми.

Таким образом, разные поколения не понимают друг друга, так как твердо уверенны в правильности, обязательности своих взглядов, привычек. Я считаю, что это неправильно, нужно учиться прислушиваться к мнению других, даже если это дети.


ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Я провела анкетирование у 8 Г класса. Для учащихся были проведена анкета «Взаимоотношения подростков и родителей»

Результаты:
20% - взаимоотношения с родителями недоверительные, иногда возникают конфликты, ссоры и непонимание.
59% - взаимоотношения с родителями хорошие. Атмосфера в семье дружелюбная и благоприятная.
21% - взаимоотношения с родителями строится на доверии и понимании.

Вывод: таким образом, у опрошенных прослеживаются в основном хорошие взаимоотношения с родителями. Подростки отмечают, что любят, уважают, но не всегда понимают родителей и родители не понимают их. Это связано с переходным периодом – подростковый возраст, когда детям хочется быть более самостоятельным и принимать решения самим. Но в тоже время, они нуждаются в поддержке и понимании взрослых: как со стороны учителей, так и со стороны родителей.







ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Отцы и дети, как часто можно услышать от родителей, что их не слышат и не понимают дети. Так же и со стороны детей, часто слышим реплики, что родители не хотят понять их.
В ходе работы над проектом, я изучила литературу по данной теме, рассмотрела особенности подросткового возраста и сферу общения подростков в семье и пришла к выводу, что одна из причин непонимания кроется в воспитании. Сам родитель, воспитывая своих детей не научил и сам не научился слушать, доверять и понимать.
Еще одной причиной можно назвать постоянный рост инноваций, который делает растущее поколение не похожим на своих родителей. «Цифровое» поколение старается проводить с электронными устройствами больше времени, чем со сверстниками, ведь другой реальности они не знают. Это чуждо для взрослых, которые в свою молодость не сидели у телевизоров, телефонов и компьютеров, а проводили это время в компаниях.











СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ РЕСУРСОВ
1. Жинот Х. Родители и подросток/Х.Жинот.- Ростов н/Дону: Феникс, 1997. - 224 с.
2. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка / Д.И. Фельдштейн. - М.: Педагогика, 2002. - 114 с.
3. Дьяченко М.И. Психологический словарь-справочник / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - МН.: Харвест, М.: АСТ, 2001. - 576 с.
4. Вердебер Р., Вердебер К. Психология общения. СПБ «Издательский дом Нева», 2003. 318 с.
5. Введение в психологию. Учебник. / Под ред. Петровского А.В. М.:Академия, 1996 - 496 с.
0 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!