ГлавнаяКлубыBIOLOGБлог клуба - BIOLOG
+2 RSS-лента RSS-лента

Блог клуба - BIOLOG

Администратор блога: Мухачёва В.Н.
Тест РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ
«Развитие жизни на Земле»
1 вариант
1.Ответьте, правильное ли высказывание (да или нет)

1.Первыми растениями на суше были псилофиты.
2.Рептилии произошли от млекопитающих
3.В архейской эре появились все типы животных.
4.Млекопитающие появились в палеозое.
5.Первыми семенными растениями были плауны.

2.Выбрать правильный ответ.

1.Первые живые организмы на Земле появились:
А)в протерозое Б)в палеозое В)в архее Г)в мезозое

2.Какой период не относится к мезозойской эре?
А) триас Б) карбон В) мел В) юра

3.Птицы произошли:
А) от млекопитающих Б) от рептилий В) от земноводных Г)от рыб

4.Покрытосеменные растения на Земле появились:
А) в кайнозое Б) в палеозое В) в протерозое Г) в мезозое

5.Голосеменные произошли:
А) от мхов Б) от плаунов В) от папоротников Г) от хвощей

3.Расположите группы животных в порядке их возникновения:
а)плоские черви б)хордовые в) кишечнополостные г)жгутиковые д)трилобиты.





4. Дописать предложения.

а)Концепция постоянства видов, рассматривающая многообразие органического как результат его творения высшим существом……….

б) Эмпирическое обобщение, утверждающее, что все живое происходит от живого,-….

в) Самые древние на Земле окаменелые продукты жизнедеятельности цианобактерий, найденные в виде известковых корок в архейских породах…………

г) Эра в истории Земли, название которой переводится с греческого как «древняя жизнь», -…….

д) Класс вымерших морских членистоногих, достигших расцвета в конце кембрия и ордовике, но вымерших к концу палеозоя, -……….

е) Первым периодом, когда растения начали заселять сушу, был……

ж) Переходной формой между древними кистеперыми рыбами и земноводными, появившейся в конце девона и жившие до начала юры, были……..

з) Гипотетический суперконтинент, объединяющий в палеозое и начале мезозоя все современные материки, -……..

и) Расцвет земноводных приходится на……………..период……………эры

к) Переходная форма между пресмыкающимися и птицами, обнаруженная на территории Баварии, -…….

5.Назовите эры в хронологическом порядке.





«Развитие жизни на Земле»

2 вариант

1.Ответьте, правильное ли высказывание (да – нет)

1.Первыми растениями на суше были голосеменные растения.
2.Рептилии произошли от земноводных.
3.В палеозойской эре появились все типы животных.
4.Птицы появились в протерозое.
5.Первыми семенными растениями были хвощи.

2.Выбрать правильный ответ.

1.Беспозвоночные животные появились:
А) в протерозое Б)в палеозое В) в архее Г) в мезозое

2.Какой период относится к мезозойской эре:
А) пермь Б) карбон В) мел Г) девон

3.Млекопитающие произошли:
А) от бесчерепных Б) от рептилий В) от земноводных Г) от рыб.

4.Папоротники на Земле появились:
А) в кайнозое Б) в палеозое В) в протерозое Г) в мезозое

5.Покрытосеменные произошли:
А) от мхов Б) от голосеменных В) от папоротников Г) от водорослей

3.Расположите группы растений в порядке их возникновения.

а)покрытосеменные б)псилофиты в)папоротники г) голосеменные
д) водоросли






4.Дописать предложения.

а)Гипотеза занесения жизни на Землю из космоса, -……..

б) Самопроизвольно концентрирующийся в виде капелек коллоидный раствор первичных органических веществ, синтезированных абиогенным путем из неорганических, -….

в) Основная единица геологического летоисчисления, отражающая большие по протяженности этапы в развитии Земли……

г) Самая длинная по времени единица геологического летоисчисления, предшествовавшая палеозою, -……..

д) Наука о живых организмах прошлых геологических эпох, изучаемых по ископаемым остаткам и следам жизнедеятельности, -………..

е) Эра в истории Земли, название которой переводится с греческого как «древнейший»,-…

ж) Первым периодом, когда растения начали заселять сушу, был, -….

З) Первыми наземными сосудистыми растениями, у которых еще отсутствовало деление на корни, стебель и листья были, -……

и) Период палеозоя, когда на суше появились настоящие леса из древовидных споровых, а в морях наблюдалось разнообразие рыб, был -……..
к) Эра расцвета покрытосеменных, насекомых, птиц и млекопитающих, -…….

5.Назовите по порядку периоды палеозойской эры.
МИТОЗ И МЕЙОЗ (тест в формате ЕГЭ)
1-24. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1) Мейоз – это особая форма деления клеточного ядра. (2) Перед началом мейоза каждая хромосома и каждая молекула ДНК удваивается. (3) Таким образом, в каждом ядре, в котором начинается мейоз, содержится набор гомологичных хромосом и ДНК, выражаемый формулой 2n2c. (4) В первом делении мейоза гомологичные хромосомы выстраиваются друг против друга, и затем в анафазе расходятся к полюсам клетки. (5) У полюсов образуется гаплоидный набор двухроматидных хромосом. (6) Каждая из этих удвоенных хромосом в телофазе второго деления мейоза попадает в гамету. (7) Распределение гомологичных хромосом по гаметам происходит независимо друг от друга.
2-24. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены. Исправьте их.
(1) Овогенез у животных – это процесс образования диплоидных половых клеток – яйцеклеток. (2) В стадии размножения диплоидные клетки многократно делятся митозом. (3) В следующей стадии – роста – деления клеток не происходит. (4) В третьей стадии – созревания – происходит одно мейотическое деление клеток. (5) Из каждой исходной клетки в конце гаметогенеза развиваются по четыре полноценные гаметы – яйцеклетки. (6) На стадии созревания гамет заканчивается овогенез. (7) Сперматогенез завершается стадией формирования.
3-24. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1)На Земле встречаются организмы, способные извлекать энергию путём окисления неорганических веществ и использовать её для органического синтеза без участия света. (2)Процесс синтеза органических веществ из неорганических за счёт энергии окисления неорганических веществ называют хемосинтезом. (3)Нитрифицирующие бактерии, серобактерии, цианобактерии, железобактерии, водородные бактерии и другие синтезируют органические вещества из неорганических и получают энергию только путём хемосинтеза. (4)Все перечисленные бактерии являются анаэробными. (5)Источником водорода в окислительно-восстановительных реакциях является не только вода, но и другие неорганические вещества, например сероводород и водород. (6)В бактериальных клетках процессы хемосинтеза происходят на мембранах эндоплазматической сети. (7)Процессы хемосинтеза могут происходить в весьма крупных масштабах и имеют существенное значение в круговороте веществ в биосфере.
4-24. Найдите три ошибки в приведенном тексте «Деление клетки». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.
(1)Во время интерфазы в животной клетке синтезируется белки, реплицируются молекулы ДНК. (2)В профазе митоза в животной клетке хромосомы спирализуются, утолщаются, формируется веретено деления; в метафазе митоза хромосомы выстраиваются по экватору клетки. (3)В анафазе митоза происходит расхождение гомологичных хромосом к полюсам клетки. (4)В этой фазе митоза клетка имеет диплоидный набор хромосом — 2n. (5)В телофазе митоза хромосомы деспирализуются, удлиняются, восстанавливаются ядрышко, ядерная оболочка. (6)Биологический смысл митоза — образование двух дочерних клеток, идентичных материнской. (7)В ходе митоза у животных и растений образуются клетки тела, а у растений — также споры.

5-26. В чем заключается биологический смысл митоза?
6-26. В чем заключается биологический смысл мейоза?
7-26. Каково значение интерфазы в жизни клетки?
8-26. Раскройте механизмы, обеспечивающие постоянство числа и формы хромосом в клетках организмов из поколения в поколение?
9-26. Какие особенности хромосом обеспечивают передачу наследственной информации?
10-26. Какова роль кроссинговера в эволюционном процессе?
11-26. В чем заключается биологический смысл появления диплоидного набора хромосом в клетках?
12-26. Какое значение имеет кроссинговер при образовании гамет для организмов и в эволюции? Ответ поясните.
Восьмиклассникам "Требования к оформлению проектно-исследовательской работы"
5. Требования к оформлению проектно-исследовательской работы.
5.1. Тема работы должна быть сформулирована грамотно, с литературной точки зрения, и отражать содержание проекта.
5.2. Структура проекта содержит в себе титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список используемых ресурсов. Требования к оформлению титульного листа изложены в приложении 1.
5.3. Введение включает в себя ряд следующих положений:
- проект начинается с обоснования актуальности выбранной темы. Здесь показывается, что уже
известно в науке и практике и что осталось нераскрытым и что предстоит сделать в данных условиях. На этой основе формулируется противоречие, на раскрытие которого направлен данный проект. На основании выявленного противоречия может быть сформулирована проблема;
- устанавливается цель работы; цель - это то, что необходимо достигнуть в результате работы над проектом;
- формулируются конкретные задачи, которые необходимо решить, чтобы достичь цели;
- далее указываются методы и методики, которые использовались при разработке проекта;
- завершают введение разделы «на защиту выносится», «новизна проекта», «практическая значимость».
5.4. Основная часть проекта может состоять из одного или двух разделов. Первый, как правило, содержит теоретический материал, а второй - практический.
5.5. В заключении формулируются выводы, описывается, достигнуты ли поставленные цели, решены ли задачи.
5.6. Общие требования к оформлению проектно-исследовательских работ:
Работа выполняется на листах стандарта А 4, шрифтом Times New Roman, размером шрифта 14 пунктов с интервалом между строк – 1,5 (допускается рукописный вариант). Размер полей: верхнее – 2см., нижнее – 1,5 см., левое – 3см., правое – 2 см.
Титульный лист считается первым, но не нумеруется.
Каждая новая глава начинается с новой страницы. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят.
Все разделы плана (названия глав, выводы, заключение, список литературы, каждое приложение) начинаются с новых страниц.
Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы.
Объем текста исследовательской работы, включая формулы и список литературы, не должен превышать 15 машинописных страниц.
Для приложений может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц. Текст работы нумеруется арабскими цифрами.
5.7. Перечень использованной литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа: в
алфавитном порядке: фамилии авторов, наименование источника, место и год издания, наименование издательства, количество страниц. Если используются статьи из журналов, то указывается автор, наименование статьи, наименование журнала, номер и год выпуска и номера страниц, на которых напечатана статья. В тексте работы должна быть ссылка на тот или иной источник (номер ссылки
соответствует порядковому номеру источника в списке литературы).

6. Процедура защиты проекта, представление на конкурс или итоговую аттестацию
6.1. За 10 дней до предполагаемой защиты проекта работы должны быть сданы комиссии для ознакомления и выставления предварительных баллов (за оформление и содержание).
6.2.Представление проекта проходит в форме презентации, которую необходимо проверить на ПК в аудитории, где будет проходить защита (за 1 день). Требования к оформлению приведены в Приложении 2.
6.3. Для проведения защиты и оценки проектов создаётся специальная комиссия, в состав которой могут входить учителя, администрация образовательного учреждения и учащиеся, прошедшие подготовку по оцениванию проектно-исследовательских работ.
6.4. Комиссия оценивает уровень проектно-исследовательской деятельности конкретного обучающегося.
6.5. Процедура защиты состоит в 3-5 минутном выступлении учащегося, который раскрывает актуальность, поставленные задачи, суть проекта и выводы. Далее следуют ответы на вопросы комиссии (не более трех), общее время защиты — не более 7 минут.
6.6. Формами наглядной отчетности о результатах проектно-исследовательской деятельности могут быть презентации, выставки, инсценировки, видеофильмы, фоторепортажи, стендовые отчеты и т.д.
6.7. Оценивание презентации и защиты проекта происходит по разработанным критериям, и суммарная оценка может быть выставлена по нескольким предметам, если проект межпредметный.
6.8. Итоги защиты вносятся в протокол результатов оценивания и сдаются руководителю НОУ «Познание» (Приложение 3).
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (тест в формате ЕГЭ)
1-19. Установите последовательность стадий в жизненном цикле зелёного мха, начиная с прорастания споры. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) развитие листостебельного растения
2) созревание спор в спорангии
3) прорастание споры и образование протонемы
4) образование гамет и оплодотворение
5) формирование молодого спорофита из зиготы
2-22. Почему брожение считают эволюционно более древним типом энергетического обмена, чем дыхание?
3-22. Обоснуйте планетарное значение фотосинтеза, впервые возникшего у древнейших прокариот — цианобактерий.
4-24. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
(1) Происхождение жизни на Земле по-разному объясняют несколько различных гипотез. (2) Гипотеза самозарождения указывает на возможность появления живых существ только от живых родителей. (3) Её приверженцами были Р. Гук, Л. Пастер и ряд других учёных. (4) Креационизм – ещё одна гипотеза, утверждающая, что жизнь существовала вечно. (5) А.И. Опарин и английский биолог Дж. Холдейн предположили, что органические вещества и организмы возникли абиогенным путём из неорганического вещества в результате длительной эволюции. (6) Жизнь возникла на Земле примерно 3,5 млрд лет назад.
5-24. Найдите три ошибки в приведенном тексте «Прокариот и эукариоты». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.
(1)Клеточные организмы делят на прокариот и эукариот. (2)Прокариоты — доядерные организмы. (3)К прокариотам относятся бактерии, водоросли, грибы. (4)Прокариоты — одноклеточные организмы, а эукариоты — многоклеточные организмы. (5)Прокариоты и эукариоты могут быть как автотрофами, так и гетеротрофами. (6)Все автотрофные организмы используют солнечную энергию для синтеза органических веществ из неорганических. (7)Сине-зелёные — это водные или реже почвенные прокариотные автотрофные организмы.
6-26. Какие изменения произошли в размножении цветковых растений, по сравнению с папоротникообразными, в процессе эволюции?
7-26. Почему первые живые организмы были гетеротрофами?
8-26. Что представляют собой полученные в лабораторных условиях коацерваты?
9-26. Какие организмы первыми обеспечили образование кислорода в атмосфере и как повлияло накопление кислорода на дальнейшую эволюцию жизни на Земле?
10-26. Опишите состав первичной атмосферы Земли и условия, при которых, согласно результатам опыта Миллера и Юри, происходил абиогенный синтез первых органических веществ. Какие вещества синтезировали Миллер и Юри в своём эксперименте?
11-26. Перечислите (с пояснениями) основные этапы первичной эволюции согласно теории Опарина-Холдейна, начиная с образования первичного бульона и заканчивая появлением автотрофов.
12-26. В ряду отделов высших растений в ходе эволюции всё больше увеличивалась независимость от воды. Перечислите, какие ароморфозы позволяли снижать зависимость от воды при переходе к каждому следующему отделу. Перечислите не менее четырёх ароморфозов.
13-26. Укажите не менее четырёх ароморфозов генеративных органов покрытосеменных растений.
14-26. Появление семенного размножения у растений, в отличие от спорового, сыграло важную роль в эволюции растительного мира. Приведите не менн четырех доказательств значения этого ароморфоза.
15-26. Какие основные этапы развития «преджизни» выделены в гипотезаах А. И. Опарина и Д. Холдейна? Что образовалось на этих этапах и при каких условиях?
МИКРОЭВОЛЮЦИЯ (тест в формате ЕГЭ)
МИКРОЭВОЛЮЦИЯ
Задание 16 № 10430
Установите соответствие между признаками изменчивости и ее видами.

ПРИЗНАК ВИД
А) обусловлена появлением нового сочетания нуклеотидов в гене
Б) обусловлена изменением генов и хромосом
В) у потомков появляются рекомбинации генов
Г) основой служит независимое расхождение гомологичных хромосом
Д) у особей изменяется количество или структура ДНК
Е) обусловлена конъюгацией и перекрестом хромосом 1) мутационная
2) комбинативная

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A Б В Г Д Е

Пояснение.
Мутационная изменчивость затрагивает изменение в ДНК, комбинативная — это новое сочетание аллелей у потомков, образующиеся за счёт закономерного поведения хромосом в мейозе и при оплодотворении (эукариоты) за счёт рекомбинации (комбинативная изменчивость).

Ответ: 112212.
Задание 16 № 10635
Установите соответствие между признаками отбора и его видами.

ПРИЗНАК ОТБОР
А) Сохраняет особей с полезными в данных условиях среды изменениями.
Б) Приводит к созданию новых пород животных и сортов растений.
В) Способствует созданию организмов с нужными человеку наследственными изменениями.
Г) Проявляется внутри популяции и между популяциями одного вида в природе.
Д) Действует в природе миллионы лет.
Е) Приводит к образованию новых видов и формированию приспособленности к среде.
Ж) Проводится человеком. 1) естественный отбор
2) искусственный отбор

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A Б В Г Д Е Ж

Пояснение.
Искусственный отбор проводится человеком, отбираются признаки полезные для человека, в результате образуются новые сорта растений и породы животных.

Ответ: 1221112.
Задание 19 № 16377
Установите пра¬виль¬ную по¬сле¬до¬ва¬тель¬ность воз¬ник¬но¬ве¬ния при¬спо¬соб¬ле¬ний ор¬га¬низ¬ма к окру¬жа¬ю¬щей среде.

1) воз¬ник¬но¬ве¬ние мутации
2) вли¬я¬ние фак¬то¬ра внеш¬ней среды
3) внеш¬нее про¬яв¬ле¬ние признака
4) пе¬ре¬да¬ча му¬та¬ции потомству
5) со¬хра¬не¬ние и уси¬ле¬ние при¬зна¬ка есте¬ствен¬ным отбором
6) по¬яв¬ле¬ние приспособлений
Пояснение.
Вли¬я¬ние фак¬то¬ра внеш¬ней среды → воз¬ник¬но¬ве¬ние му¬та¬ции → пе¬ре¬да¬ча му¬та¬ции потом¬ству → внеш¬нее про¬яв¬ле¬ние при¬зна¬ка → со¬хра¬не¬ние и уси¬ле¬ние при¬зна¬ка есте¬ствен¬ным от¬бо¬ром → по¬яв¬ле¬ние при¬спо¬соб¬ле¬ний.

Ответ: 214356.

Примечание.
Пока му¬та¬ция не про¬яв¬ля¬ет¬ся фенотипически (например, рецессивная), она не под¬вер¬га¬ет-ся действию отбора.
Му¬та¬ция воз¬ни¬ка¬ет в по¬ло¬вых клет¬ках, толь¬ко в этом слу¬чае она пе¬ре¬да¬ет¬ся по¬том¬кам. И воз¬ни¬ка¬ет она во время мей¬о¬за, т. е. хоть до¬ми¬нант¬ная, хоть ре¬цес¬сив¬ная воз¬ник¬нет у ро¬ди¬тель-ской формы — пе¬ре¬да¬ет¬ся по¬том¬кам (или не пе¬ре¬да¬ет¬ся), а толь¬ко у по¬том¬ка про¬яв¬ля¬ет¬ся (или нет). До¬ми¬нант¬ная сразу про¬яв¬ля¬ет¬ся, а ре¬цес¬сив¬ная может и не про¬явит¬ся, и вот толь¬ко те¬перь под¬вер¬га¬ет¬ся от¬бо¬ру.

Задание 19 № 18492
Установите пра¬виль¬ную по¬сле¬до¬ва¬тель¬ность по¬яв¬ле¬ния адап¬та¬ций к усло¬ви¬ям окру¬жа¬ю¬щей среды

А) фе¬но¬ти¬пи¬че¬ское про¬яв¬ле¬ние мутаций
Б) есте¬ствен¬ный отбор признака
В) по¬яв¬ле¬ние ре¬цес¬сив¬ной му¬та¬ции у ряда осо¬бей популяции
Г) воз¬ник¬но¬ве¬ние адаптации
Д) скре¬щи¬ва¬ние особей-носителей мутации
Пояснение.
По¬сле¬до¬ва¬тель¬ность по¬яв¬ле¬ния адап¬та¬ций к усло¬ви¬ям окру¬жа¬ю¬щей среды: по¬яв¬ле¬ние ре¬цес-сив¬ной му¬та¬ции у ряда осо¬бей по¬пу¬ля¬ции → скре¬щи¬ва¬ние осо¬бей-но¬си¬те¬лей му¬та¬ции → фе¬но¬ти-пи¬че¬ское про¬яв¬ле¬ние му¬та¬ций → есте¬ствен¬ный отбор при¬зна¬ка → воз¬ник¬но¬ве¬ние адап¬та¬ции.

Ответ: ВДАБГ.
Задание 23 № 16329
Какая форма от¬бо¬ра представлена на рисунке? По каким при¬зна¬кам производился отбор? Какую до¬пол¬ни¬тель¬ную информацию можно из¬влечь из этого рисунка?


Пояснение.
1) По¬ка¬зан пример ис¬кус¬ствен¬но¬го отбора при вы¬ве¬де¬нии пород го¬лу¬бей (павлиний голубь).
2) Отбор про¬из¬во¬дил¬ся по форме хво¬ста и раз¬ме¬ру зоба.
3) По¬ро¬да выводилась на про¬тя¬же¬нии почти трёх веков.
Задание 26 № 11238
Какова роль движущих сил эволюции в формировании приспособленности организмов?
Пояснение.
1) Благодаря наследственной изменчивости и половому размножению популяция становится неоднородной.
2) В ней происходит борьба за существование, которая приводит к естественному отбору.
3) Естественный отбор в ряду многих поколений сохраняет полезные в данных условиях признаки, так формируются приспособления к среде.

Задание 26 № 11239
Назовите тип защитного приспособления от врагов, объясните его назначение и относительный характер у мелкой рыбки морского конька–тряпичника, обитающей на небольшой глубине среди водных растений.
Пояснение.
1) Морской конек зависает среди водорослей и становится незаметным для хищников.
2) Сходство формы тела и окраски животного с неподвижными природными объектами называется маскировка.
3) Но такое сходство не дает им полной гарантии выживания, так как при движении рыбы, или на открытом пространстве рыбки становятся заметными для хищников. В этом заключается относительный характер приспособленности.
Задание 26 № 11240
Назовите тип защитного приспособления, объясните его значение и относительный характер у гусеницы бабочки-пяденицы, которая живет на ветвях деревьев и в момент опасности становятся похожей на сучок.
Пояснение.
1) Подражание неподвижным телам природы (подражательное сходство), покровительственная окраска и форма — это маскировка.
2) Гусеница неподвижно замирает на ветке и становится похожей на сучок и незаметной для насекомоядных птиц.
3) Но это не дает полной гарантии выживания, потому что при движении и на другом фоне гусеница становится заметной для птиц.
Задание 26 № 11248
Объясните причину индустриального меланизма у бабочек березовой пяденицы с позиции эволюционного учения и определите форму отбора.
Пояснение.
1) Индустриальный меланизм — это явление, когда из-за развития промышленности и загрязнения воздуха в Англии в 19-20 веках произошло увеличение числа темноокрашенных бабочек по сравнению со светлоокрашенными.
2) Причина изменения направления естественного отбора в пользу темноокрашенных бабочек — загрязнение стволов берез копотью в промышленных районах, что дает преимущество в маскировке темноокрашенным бабочкам.
3) Это появление движущей формы естественного отбора.
Задание 26 № 11250
Почему со временем повышается устойчивость насекомых-вредителей к ядохимикатам?
Пояснение.
1) В популяции насекомых–вредителей из-за появления мутаций со временем появляются особи, устойчивые к ядохимикатам.
2) Эти особи сохраняются естественным отбором и их количество в последующих поколениях увеличивается.
3) Поэтому прежние дозы или виды ядохимикатов уже перестают действовать на вредителей.

Задание 26 № 11251
Пчеловидные мухи, не имеющие жалящего аппарата, по внешнему виду сходны с пчелами. Объясните на основе эволюционной теории возникновение данного вида приспособления.
Пояснение.
1) Вид приспособленности, когда незащищенные виды становятся похожими на защищенные виды, называется мимикрия
2) Причина: у разных видов могут возникнуть сходные мутации по внешним признакам.
3) Особи, незащищенного вида, имеющие сходство с особями защищенного вида, получают преимущество в выживании (реже склевываются птицами) и распространяются в популяции.

Задание 26 № 11252
Назовите тип приспособления, значение защитной окраски, а также относительный характер приспособленности камбалы, которая живет в морских водоемах близ дна.
Пояснение.
1) Тип окраски — покровительственная — слияние с фоном морского дна;
2) способность изменять окраску верхней стороны тела делает рыбу незаметной на фоне грунта, позволяя скрываться от врагов и от возможной добычи.
3) Приспособленность не помогает при движении рыбы, и она становится заметной для врагов.
Задание 26 № 11253
Популяцию считают единицей эволюции. Обоснуйте это утверждение.
Пояснение.
1) в популяции: накапливаются мутации, приводящие к изменению генофонда;
2) происходит миграция особей и обмен генами;
3) происходит борьба за существование и естественный отбор.
Задание 26 № 11254
Назовите ос¬нов¬ные положения тео¬рии Жана Ба¬ти¬ста Ламарка и объясните, в чем за¬клю¬ча¬ет-ся прогрессивность этой теории.
Пояснение.
1) Движущими силами эволюционного процесса по Ламарку являются: 1 — влияние среды, которое приводит к упражнению или не упражнению органов; 2 — стремление к самоусовершенствованию; 3 — передача по наследству приобретенных признаков.
2) Заслугой Ж. Б. Ламарка было создание эволюционного учения и попытка найти движущие силы, которые привели к появлению современных видов и их приспособленности.
3) Уче¬ние легло в ос¬но¬ву пер¬вой есте¬ствен¬ной клас¬си¬фи¬ка¬ции, ос¬но¬ван¬ной на прин¬ци¬пах род¬ства ор¬га¬низ¬мов.

Задание 26 № 11257
Форма тела бабочки калиммы напоминает лист. Как сформировалась подобная форма тела у бабочки?
Пояснение.
1) появление у особей разнообразных наследственных изменений;
2) сохранение естественным отбором особей с формой тела, напоминающей лист;
3) размножение и распространение особей с подобной формой тела, так как хищные животные не отличают бабочек от листьев.
Задание 26 № 11258
В чём проявляется относительный характер любого приспособления организмов к среде обитания?
Пояснение.
1) Приспособления выгодны лишь в определенных условиях среды.
2) При смене условий среды имеющиеся приспособления могут оказаться бесполезными и даже вредными.
3) Поэтому характер приспособления всегда относителен.

Задание 26 № 11259
Что является результатом борьбы за существование?
Пояснение.
1) Естественный отбор, в результате которого,
2) выживают и оставляют потомство наиболее приспособленные виды,
3) появление новых видов.
Задание 26 № 11262
Что лежит в основе комбинативной изменчивости организмов? Ответ поясните.
Пояснение.
1) Кроссинговер приводит к изменению сочетания генов в гомологичных хромосомах;
2) мейоз, в результате которого происходит независимое расхождение хромосом в гаметы;
3) случайное сочетание гамет при оплодотворении.
Задание 26 № 11269
Какое влияние оказало создание эволюционной теории на формирование современной естественнонаучной картины мира?
Пояснение.
1) Утвердила и доказала историческое развитие живой природы,
2) изменяемость видов,
3) общность происхождения живых организмов.
Задание 26 № 11271
Почему мутации повышают эффективность действия естественного отбора?
Пояснение.
1) Они увеличивают генетическую неоднородность особей в популяции.
2) Каждый вид и популяция насыщены мутантными генами, составляющими резерв наследственной изменчивости.
3) Мутации поставляют элементарный материал, который в дальнейшем подвергается действию естественного отбора.
Задание 26 № 11367
В промышленных районах Англии на протяжении ХIХ-ХХ веков увеличилось число бабочек берёзовой пяденицы с тёмной окраской крыльев, по сравнению со светлой окраской. Объясните это явление с позиции эволюционного учения и определите форму отбора.
Пояснение.
1) в потомстве популяции бабочек рождаются и светлые, и темные формы;
2) в загрязненных копотью промышленных районах с потемневших стволов птицами устраняются светлые особи, поэтому через ряд поколений преобладающей формой в популяциях стали бабочки с темной окраской;
3) изменение окраски в популяциях бабочек – появление движущей формы естественного отбора.
Задание 26 № 11371
В чем проявляется значение мутаций для эволюции органического мира? Укажите не менее трёх значений.
Пояснение.
1) мутации — материал для естественного отбора;
2) особи с мутациями размножаются, в результате чего увеличивается генетическая неоднородность популяции;
3) естественный отбор сохраняет особей с полезными мутациями, что приводит к совершенствованию приспособленности организмов или образованию новых видов.
Задание 26 № 11699
Какие виды естественного отбора Вы знаете? Приведите примеры с пояснениями.
Пояснение.
1. Движущий отбор. Действует в изменяющихся условиях внешней среды. Происходит постепенное смещение признаков в определенном направлении. Например, потемнение крыльев березовой пяденицы при потемнении стволов деревьев, произошедшее из-за развития промышленности.

2. Стабилизирующий отбор. Действует в постоянных условиях среды. Увеличивает количество особей со средним значением признака, краевые отклонения от нормы убирает.

3. Разрывающий или дизруптивный отбор. Действует в меняющихся условиях среды. Способствует размножению особей обоих крайних форм. До сенокоса преобладают одуванчики с высоким цветоносом, а после сенокоса — формы с низким цветоносом.

Задание 26 № 12124
Назовите и сравните виды борьбы за существование и их роль в жизни организмов.
Пояснение.
1) Внутривидовая — наиболее острая форма борьбы за существование, т. к. идет за одни и те же ресурсы. Преимущество получают особи, наиболее приспособленные к данным условиям (происходит естественный отбор).
2) Межвидовая борьба — конкуренция разных видов в одной экологической нише за свет, пищу, воду и т. д. — может привести к вытеснению одного вида другим. В разных ареалах обитания двух видов этого не происходит.
3) Борьба с неблагоприятными условиями внешней среды усиливает конкуренцию, как внутривидовую, так и межвидовую.
Задание 26 № 12743
На теле зебры, обитающей в африканских саваннах, чередуются тёмные и светлые полосы. Назовите тип её защитной окраски, объясните её значение, а также относительный характер приспособленности.
Пояснение.
1) Тип её защитной окраски — расчленяющая покровительственная окраска.
2) Значение — легче спрятаться от хищников, в саваннах незначительная растительность, тень и солнце дают блики светлых и темных тонов, что делает зебр менее заметными на таком фоне.
3) Относительность — когда засуха меньше листвы на фоне саванны ярко окрашенные зебры хорошо заметны и более уязвимы.
Дополнительно.
Такая окраска прячет от хищника реальные контуры животного (непонятно, где кончается одна зебра и начинается другая),полоски не дают хищнику точно определить направление движения и скорость зебры.
Задание 26 № 13843
Гусеницы бабочки репной белянки имеют светло-зелёную окраску и незаметны на фоне листьев крестоцветных. Объясните на основе эволюционной теории возникновение покровительственной окраски у этого насекомого.
Пояснение.
1) Листья крестоцветных имеют светло-зелёную окраску.
2) Материалом для отбора служит наследственная изменчивость, накопленная в популяциях. Популяции бабочки репной белянки приспособились к изменившимся внешним условиям благодаря накоплению мутаций светло-зелёной окраски.
3) В процессе естественного отбора насекомоядные птицы уничтожают гусениц другого цвета, следовательно отбираются зеленые. Его потомки, которые унаследуют эту окраску, будут более многочисленны. Их доля в популяции станет больше.
Таким образом, за счет взаимодействия движущих факторов эволюции (наследственной изменчивости и естественного отбора) у гусениц возникла светло-зеленая маскирующая окраска.

Дополнительно.
Сначала у одной из гусениц возникла мутация, которая позволила ей приобрести частично зеленую окраску. Такие гусеницы чуть менее заметны на зеленых листьях, поэтому чуть реже, чем обычные гусеницы, уничтожались птицами. Они чаще выживали и давали потомство (происходил естественный отбор), поэтому постепенно количество бабочек, имеющих зеленых гусениц, увеличивалось.
Затем у одной из частично зеленых гусениц произошла мутация, которая позволила ей стать еще более зеленой. Такие гусеницы за счет маскировки чаще, чем остальные гусеницы, выживали, превращались в бабочек и давали потомство, количество бабочек с еще более зелеными гусеницами увеличивалось.
Задание 26 № 13943
Бабочка павлиний глаз имеет яркие глазчатые пятна только на верхней стороне крыльев. Назовите тип её окраски, объясните значение окраски, а также относительный характер приспособленности.
Пояснение.
1) Тип окраски – покровительственная, мимикрия.
Нижняя сторона крыльев этой бабочки имеют покровительственную окраску. Но если к бабочке приблизится какая-нибудь птица, то, почувствовав опасность, павлиний глаз раскрывает крылья, и птица, увидев вдруг появившиеся «глаза», в недоумении останавливается.
2) Значение окраски: Подражают глазам более крупного животного (хищник может принять глазчатые пятна на крыльях бабочки за глаза другого, более крупного хищника).
3) Относительность приспособленности: яркая окраска делает бабочку заметной для хищников, молодые животные могут принять за вкусное лакомство и съесть, хищник может не испугаться глазчатого рисунка на крыльях бабочки, возможно случайное уничтожение.


Задание 26 № 16275
Объясните с точки зре¬ния закономерностей эво¬лю¬ции появление рас¬чле¬ня¬ю¬щей окраски у по¬ло¬са¬той рыбы-бабочки.
Пояснение.
Элементы ответа:
1) в исходной популяции возникли мутации, ведущие к появлению окраски, расчленяющей контур животного;
2) расчленяющая окраска делала животного незаметным на фоне окружающей среды и повышала шанс выживания в борьбе за существование;
3) в результате естественного отбора мутация закрепилась, распространилась благодаря размножению в популяции, что привело к изменению ее генофонда.
Задание 26 № 16732
Чем ха¬рак¬те¬ри¬зу¬ет¬ся гео¬гра¬фи¬че¬ский спо¬соб видообразования? Ука¬жи¬те не менее трёх элементов.
Пояснение.
1) Воз¬ни¬ка¬ет изоляция. Гео¬гра¬фи¬че¬ское видообразование может осу¬ществ¬лять¬ся двумя ос-нов¬ны¬ми путями: путем миграции; путем фраг¬мен¬та¬ции ареала ма¬те¬рин¬ско¬го вида (из-за воз-ник¬но¬ве¬ния внешних усло¬вий — об¬ра¬зо¬ва¬ние горных массивов, пустынь, схода лед¬ни¬ка с гор).
2) Затем воз¬ни¬ка¬ет репродуктивная изо¬ля¬ция — ста¬но¬вит¬ся невозможным обмен генами.
Особи в об¬ра¬зо¬вав¬ших¬ся новых усло¬ви¬ях начинают при¬об¬ре¬тать новые признаки.
3) В ре¬зуль¬та¬те естественного от¬бо¬ра новые, по¬лез¬ные для вы¬жи¬ва¬ния признаки пе¬ре¬да¬ют¬ся из по¬ко¬ле¬ния в поколение, особи раз¬ных ареалов ста¬но¬вят¬ся все более различны.

Примечание.
Типичное ви¬до¬об¬ра¬зо¬ва¬ние заключается в раз¬де¬ле¬нии (дивергенции) пер¬во¬на¬чаль¬но единого вида на два или более новых в связи с воз¬ник¬но¬ве¬ни¬ем межпопуляционных изо¬ля¬ци¬он-ных барьеров и углуб¬ле¬ни¬ем различий под дей¬стви¬ем естественного от¬бо¬ра вплоть до пре¬вра-ще¬ния генетически от¬кры¬тых внутривидовых по¬пу¬ля¬ци¬он¬ных систем в ге¬не¬ти¬че¬ски закрытые ви¬до¬вые системы.

Последовательность со¬бы¬тий при гео¬гра¬фи¬че¬ском видообразовании:
Расселение на новые тер¬ри¬то¬рии → гео¬гра¬фи¬че¬ская изоляция между по¬пу¬ля¬ци¬я¬ми → отбор в новых усло¬ви¬ях среды → воз¬ник¬но¬ве¬ние подвидов→ воз¬ник¬но¬ве¬ние видов
Задание 26 № 16984
Объясните ме¬ха¬низм по¬яв¬ле¬ния по¬пу¬ля¬ций насекомых-вредителей, устой¬чи¬вых к ядохимикатам.
Пояснение.
Элементы ответа:
1) в ис¬ход¬ной по¬пу¬ля¬ции име¬ют¬ся еди¬нич¬ные особи с мутациями, обу¬слов¬ли¬ва¬ю¬щи¬ми устой-чи¬вость к ядохимикатам;
2) устой¬чи¬вые му¬тант¬ные особи со¬хра¬ня¬ют¬ся есте¬ствен¬ным от¬бо¬ром и дают потомство, уве-ли¬чи¬ва¬ет¬ся их численность;
3) через не¬сколь¬ко по¬ко¬ле¬ний об¬ра¬зу¬ет¬ся новая популяция, устой¬чи¬вая к ядохимикатам.
Задание 26 № 19840
Какова роль му¬та¬ци¬он¬но¬го про¬цес¬са в при¬ро¬де и эво¬лю¬ции ор¬га¬ни¬че¬ско¬го мира? При¬ве¬ди¬те че¬ты¬ре обоснования.
Пояснение.
1) му¬та¬ци¬он¬ный про¬цесс вы¬зы¬ва¬ет отдельные, ин¬ди¬ви¬ду¬аль¬ные на¬след¬ствен¬ные из¬ме¬не¬ния организмов;
2) му¬та¬ци¬он¬ный про¬цесс из¬ме¬ня¬ет ге¬но¬фонд популяции;
3) по¬лез¬ные в определённых усло¬ви¬ях среды из¬ме¬не¬ния на¬сле¬ду¬ют¬ся и со¬хра¬ня¬ют¬ся есте-ствен¬ным отбором;
4) в ре¬зуль¬та¬те воз¬ни¬ка¬ет раз¬но¬об¬ра¬зие и при¬спо¬соб¬лен¬ность ор¬га¬низ¬мов к усло¬ви¬ям среды

Задание 26 № 19883
Какова роль есте¬ствен¬но¬го от¬бо¬ра в при¬ро¬де и эво¬лю¬ции ор¬га¬ни¬че¬ско¬го мира?
Пояснение.
1) есте¬ствен¬ный отбор пре¬пят¬ству¬ет уве¬ли¬че¬нию чис¬лен¬но¬сти ор¬га¬низ¬мов в гео¬мет¬ри¬че¬ской прогрессии;
2) есте¬ствен¬ный отбор имеет на¬прав¬лен¬ное действие;
3) есте¬ствен¬ный отбор со¬хра¬ня¬ет наи¬бо¬лее при¬спо¬соб¬лен¬ных к усло¬ви¬ям окру¬жа¬ю¬щей среды особей
Задание 26 № 21763
Объясните с точки зрения эволюционной теории выгоду следующих приспособлений к питанию:
а) разная длина клювов у самцов и самок некоторых насекомоядных птиц одного вида;
б) различный образ жизни у личинки и имаго майского жука;
в) развитие с метаморфозом у амфибий.
Как эти адаптации влияют на борьбу за существование?
Пояснение.
Элементы ответа.
1) Птицы с разными клювами могут питаться разными насекомыми в разных ярусах.
2) Личинка майского жука питается корнями растений, а взрослый жук – их листьями.
3) Личинки – травоядные. Они живут и питаются в воде. Взрослые особи – хищники, обитают в воде и на суше.
4) Различия в циклах развития или в строении одного и того же органа позволяют снизить внутривидовую конкуренцию между особями одного вида, живущими в разных условиях среды и питающихся разной пищей
Задание 26 № 21791
Что такое мимикрия у животных и кого в природе должно быть больше – животных, обладающих мимикрией, или тех, кому они подражают, и почему? Какой фактор способствовал выживанию подражателей?
Пояснение.
Элементы ответа.
1) Мимикрия животных – это подражание неядовитых или не имеющих выраженные средства защиты животных другим, защищённым животным.
2) Незащищённых животных обычно намного меньше, чем защищённых. Иначе они будут достаточно быстро съедены.
3) Естественный отбор сначала сохранил защищённые формы, т. е. они возникли раньше, а затем уже появились незащищённые, которые часто теряются среди защищённых
Задание 26 № 21819
Назовите основные положения теории Жана Батиста Ламарка и объясните, в чём заключаются прогрессивность и недостатки этой теории.
Пояснение.
Элементы ответа.
1) Ламарк признал изменяемость видов в ходе исторического развития и в этом его заслуга перед наукой.
2) Ламарк выдвинул идею о наследовании признаков, приобретённых
в результате упражнений органов. Она не нашла своего научного подтверждения в дальнейшем.
3) Ламарк считал, что вновь появившиеся под влиянием среды признаки всегда адаптивны, так как организмы обладают внутренним стремлением к прогрессу. Это утверждение также оказалось ошибочным
Задание 26 № 22076
Почему даже длительное воздействие стабилизирующего отбора не приводит к полному фенотипическому единообразию в популяции?
Пояснение.
1) Полное фенотипическое однообразие возможно при полной генетической идентичности особей популяции и идентичности условий среды, что практически невозможно даже в искусственных условиях.

2) Не всякий фенотипический признак строго определяется генотипом.
Поскольку развитие особей может протекать в несколько различных условиях, они могут получать ненаследуемые различия, вызванные внешней средой. Иными словами существует широкая фенотипическая ненаследуемая изменчивость, на которую отбор в прямую действовать не может.

3) Кроме того, в популяции, особенно достаточно большой, время от времени возникают новые мутации, проявление которых мы можем наблюдать до того, как стабилизирующий отбор успеет изъять их из популяции.
или,
Действию стабилизирующего отбора противодействуют комбинативная изменчивость вследствие независимого расхождения хромосом в митозе, рекомбинации, случайной встреча гамет; мутационной изменчивости; цитоплазматической изменчивости.

Дополнительно.
— Если ни один из аллелей сам по себе не дает преимущества, т. е, повышенную приспособленность имеют гетерозиготы, тогда, в популяции будет поддерживаться полиморфизм, так как гетерозиготы передают своему потомству оба аллеля и в потомство по фенотипу будет разнообразно.
— Условия среды изменяются во времени, и преимущество может переходить от одного аллеля к другому, и, таким образом, не происходит полного исчезновения ни одного из аллелей и фенотип будет непостоянным

Примечание.
Стабилизирующий отбор - форма естественного отбора, благоприятствующая сохранению в популяции оптимального для данных условий фенотипа (который становится преобладающим) и действующая против любых проявлений фенотипической изменчивости.
Стабилизирующий отбор направлен на сохранение средних вариантов фенотипа и ведёт к гибели в первую очередь крайних вариантов (наиболее крупных и наиболее мелких особей, самых тёмных и самых светлых и т.д.). В таких условиях мутации, уменьшающие норму реакции, оказываются более полезными, сохраняются отбором и вытесняют прежний аллельный ген, контролировавший более широкую амплитуду изменчивости.
Задание 26 № 23227
Гусеница бабочки пяденицы живет на ветвях деревьев и внешне похожа на сучок. Назовите тип ее защитного приспособления, объясните его значение и относительный характер.
Пояснение.
Элементы ответа:
1. тип приспособления — маскировка (подражание неподвижным телам природы);
2. гусеница замирает на ветке и становится незаметной для насекомоядных птиц;
3. приспособление становится бесполезным при движении гусеницы или при изменении фона окружающей среды (ее могут найти по запаху)
Задание 24 № 18261
Найдите ошиб¬ки в приведённом тексте. Ука¬жи¬те но¬ме¬ра предложений, в ко¬то¬рых они допущены, ис¬правь¬те их.

(1) Про¬ис¬хож¬де¬ние жизни на Земле по-разному объ¬яс¬ня¬ют не¬сколь¬ко раз¬лич¬ных гипотез. (2) Ги¬по¬те¬за са¬мо¬за¬рож¬де¬ния ука¬зы¬ва¬ет на воз¬мож¬ность по¬яв¬ле¬ния живых су¬ществ толь¬ко от живых родителей. (3) Её при¬вер¬жен¬ца¬ми были Р. Гук, Л. Па¬стер и ряд дру¬гих учёных. (4) Кре¬а¬ци¬о¬низм – ещё одна гипотеза, утверждающая, что жизнь су¬ще¬ство¬ва¬ла вечно. (5) А.И. Опа¬рин и ан¬глий-ский био¬лог Дж. Хол¬дейн предположили, что ор¬га¬ни¬че¬ские ве¬ще¬ства и ор¬га¬низ¬мы воз¬ник¬ли абио¬ген¬ным путём из не¬ор¬га¬ни¬че¬ско¬го ве¬ще¬ства в ре¬зуль¬та¬те дли¬тель¬ной эволюции. (6) Жизнь воз¬ник¬ла на Земле при¬мер¬но 3,5 млрд лет назад.
Пояснение.
Ошибки до¬пу¬ще¬ны в пред¬ло¬же¬ни¬ях 2, 3, 4.
(2) – Ги¬по¬те¬за са¬мо¬за¬рож¬де¬ния пред¬по¬ла¬га¬ла рож¬де¬ние жи¬во¬го из не¬жи¬во¬го (например, из дын¬но¬го де¬ре¬ва или ба¬ра¬ньей подливки).
(3) – Р. Гук и Л. Па¬стер НЕ ЯВЛЯЛИСЬ приверженцами ги¬по¬те¬зы самозарождения
(или, Л. Па¬стер и ряд дру¬гих учёных опровергли гипотезу самозарождения.
или, Её при¬вер¬жен¬ца¬ми были Демокрит, Платон и Аристотель)
(4) – Кре¬а¬ци¬о¬низм рас¬смат¬ри¬ва¬ет жизнь как ре¬зуль¬тат бо¬же¬ствен¬но¬го творения.
МИТОЗ И МЕЙОЗ. В помощь к сдаче ЕГЭ.
https://www.biorepet-ufa.ru/ege/mitoz-i-mejoz-v-pomoshh-k-sdache-ege.html
ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА РИСУНКИ В ЗАДАНИЯХ!
Тест в формате ЕГЭ. Пищеварение.
ПИЩЕВАРЕНИЕ
1-13. Установите со¬от¬вет¬ствие между про¬цес¬са¬ми пи¬ще¬ва¬ре¬ния и органами, в ко¬то¬рых они происходят.
ПРОЦЕССЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ МЕСТО ПРОТЕКАНИЯ
А) выделение пепсина
Б) всасывание аминокислот
В) окончательное расщепление и всасывание липидов
Г) начало расщепления белков
Д) обработка пищи соляной кислотой
Е) обработка пищевого комка желчью
1) желудок
2) тонкая кишка
2-13 Установите соответствие между процессом пищеварения у человека и органом пищеварительной системы.
ПРОЦЕСС ПИЩЕВАРЕНИЯ ОРГАН
А) окончательное расщепление жиров
Б) начало переваривания белков
В) расщепление клетчатки
Г) взаимодействие пищевой массы с поджелудочным соком
Д) интенсивное всасывание питательных веществ в кровь и лимфу
1) желудок
2) тонкая кишка
3) толстая кишка
3-13. Установите соответствие между процессом пищеварения и местом, в котором он происходит.
ПРОЦЕССЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ МЕСТО ПРОТЕКАНИЯ ПРОЦЕССА
А) окончательное всасывание воды
Б) всасывание глюкозы в кровь
В) окончательное расщепление и всасывание липидов
Г) расщепление клетчатки ферментами
бактерий
Д) вывод токсичных веществ
Е) эмульгирование липидов
1) толстая кишка
2) тонкая кишка
4-13. Установите соответствие между функцией органа пищеваритель¬ной системы и органом, осуществляющим данную функцию.
ФУНКЦИЯ ОРГАНА ОРГАН
А) вырабатывает желчь
Б) вырабатывает панкреатический сок
В) запасает гликоген
Г) секретирует инсулин
Д) обезвреживает токсины
Е) вы¬де¬ля¬ет ферменты, рас¬щеп¬ля¬ю¬щие белки, липиды, углеводы
1) печень
2) под¬же¬лу¬доч¬ная железа


5- 13. Установите со¬от¬вет¬ствие между процессами, ко¬то¬рые про¬ис¬хо¬дят в раз¬лич¬ных от¬де¬лах желудочно-кишечного трак¬та и отделом, в ко¬то¬ром дан¬ный про¬цесс происходит
ПРОЦЕСС ОТДЕЛ ЖКТ
А) вса¬сы¬ва¬ние воды
Б) эмуль¬ги¬ро¬ва¬ние жиров
В) вса¬сы¬ва¬ние аминокислот
Г) на¬ча¬ло рас¬щеп¬ле¬ния белков
Д) об¬ра¬бот¬ка пи¬ще¬во¬го комка пепсином
Е) сбра¬жи¬ва¬ние клетчатки 1) желудок
2) тон¬кая кишка
3) тол¬стая кишка

6-13 Установите со¬от¬вет¬ствие между процессом, про¬ис¬хо¬дя¬щим в органе, и органом, в ко¬то¬ром про¬ис¬хо¬дит дан¬ный процесс.
ПРОЦЕСС ОРГАН
А) сек¬ре¬ция со¬ля¬ной кислоты
Б) на¬ча¬ло рас¬щеп¬ле¬ния белков
В) эмуль¬ги¬ро¬ва¬ние жиров
Г) вса¬сы¬ва¬ние ами¬но¬кис¬лот и жир¬ных кислот
Д) вы¬де¬ле¬ние пепсина
Е) рас¬щеп¬ле¬ние ли¬пи¬дов ферментами 1) желудок
2) тон¬кая кишка

7-13 Установите соответствие между функцией и органом человека, который эту функцию выполняет: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФУНКЦИЯ ОРГАН
А) обезвреживание веществ, содержащихся в крови
Б) выделение ферментов, расщепляющих белки, жиры и углеводы
В) выработка гормона, регулирующего содержание сахара в крови
Г) образование веществ, эмульгирующих жиры
Д) формирование пищевого комка 1) печень
2) поджелудочная железа
3) слюнная железа

8-13 Установите соответствие между процессами пищеварения и отделами пищеварительного канала, в которых они протекают — (1) желудок, (2) тонкая кишка либо (3) толстая кишка:
А) обработка пищевой массы желчью
Б) всасывание основной части воды
В) расщепление белков и некоторых видов жиров
Г) интенсивное всасывание питательных веществ ворсинками
Д) расщепление клетчатки
Е) завершение расщепления белков, углеводов, жиров



9- 14 Расположите в правильном порядке процессы пищеварения, происходящие у большинства млекопитающих после попадания пищи в ротовую полость. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) всасывание аминокислот в кровь
2) переваривание пищи в кишечнике под влиянием кишечного сока, поджелудочного сока и желчи
3) измельчение пищи зубами и её изменение под влиянием слюны
4) поступление питательных веществ в органы и ткани тела
5) переход пищи в желудок и её переваривание желудочным соком
11- 25
Каковы функции пищеварительной системы человека?
12- 25
Какую роль играют слюнные железы в пищеварении у млекопитающих? Укажите не менее трех функций.
13-25
Какие меры предо¬сто¬рож¬но¬сти необходимо соблюдать, чтобы из¬бе-жать пищевых отравлений? Ука¬жи¬те четыре меры.























10- 23

Какие части зуба обозначены на рисунке буквами А, Б, В? Какая группа животных имеет зубы такого строения и как они дифференцируются?


14-25
Поджелудочная же¬ле¬за — одна из самых боль¬ших желёз. К какой груп¬пе желёз её от¬но¬сят и почему? Ответ поясните.

15- 25
В тол¬стом ки¬шеч¬ни¬ке че¬ло¬ве¬ка оби¬та¬ет боль¬шое ко¬ли¬че¬ство бактерий, со¬став¬ля¬ю¬щих нор¬маль¬ную микрофлору. Ука¬жи¬те не менее трёх зна¬че¬ний этих бак¬те¬рий для нор¬маль¬ной жиз¬не¬де¬я¬тель¬но¬сти организма.

16-25
Какова роль сим¬био¬ти¬че¬ских бак¬те¬рий в ор¬га¬низ¬ме человека?
Тест по разделу биологии "Клетка как биологическая система"
Контрольное тестирование по разделу биологии «Клетка как биологическая система»,
10 класс
Часть 1.
1. Задание 3 № 6709
В молекуле ДНК количество нуклеотидов с цитозином составляет 30% от общего числа. Какой процент нуклеотидов с аденином в этой молекуле? В ответ запишите только соответствующее число.

2. Задание 3 № 6716
Какое число аминокислот в белке, если его кодирующий ген состоит из 600 нуклеотидов? В ответ запишите только соответствующее число.

3. Задание 3 № 4613
Определите число хромосом в конце телофазы митоза в клетках эндосперма семени лука (в клетках эндосперма триплоидный набор хромосом), если клетки корешков лука содержат 16 хромосом. В ответ запишите только соответствующее число хромосом.

4. Задание 3 № 13699
Гамета пшеницы содержит 14 хромосом. Каково число хромосом в клетке её стебля? В ответ запишите только соответствующее число.

5. Задание 3 № 4615
Число хромосом в лейкоцитах — клетках крови человека равно. В ответ запишите только соответствующее число хромосом.

6. Задание 4 № 16320
Выберите особенности митотического деления клетки.

1) к полюсам расходятся двухроматидные хромосомы
2) к полюсам расходятся сестринские хроматиды
3) в дочерних клетках оказываются удвоенные хромосомы
4) в результате образуются две диплоидные клетки
5) процесс проходит в одно деление
6) в результате образуются гаплоидные клетки
7. Задание 4 № 20954
Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания процессов интерфазы клеточного цикла. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) рост клетки
2) расхождение гомологичных хромосом
3) расхождение хромосом по экватору клетки
4) репликация ДНК
5) синтез органических веществ
8. Задание 5 № 20166
Установите соответствие между характеристикой клетки и типом организации этой клетки.
ХАРАКТЕРИСТИКА ТИП КЛЕ¬ТОЧ¬НОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
А) Кле¬точ¬ный центр участ¬ву¬ет в об¬ра¬зо-ва¬нии ве¬ре¬те¬на деления.
Б) В ци¬то¬плаз¬ме на¬хо¬дят¬ся лизосомы.
В) Хро¬мо¬со¬ма об¬ра¬зо¬ва¬на коль¬це¬вой ДНК.
Г) От¬сут¬ству¬ют мем¬бран¬ные органоиды.
Д) Клет¬ка де¬лит¬ся митозом.
Е) Мем¬бра¬на об¬ра¬зу¬ет мезосомы. 1) прокариотический
2) эукариотический

Запишите в ответ цифры, рас¬по¬ло¬жив их в порядке, со¬от¬вет¬ству¬ю-щем буквам:
А Б В Г Д E


9. Задание 5 № 21495
Установите соответствие между функциями клеточных структур и структурами, изображёнными на рисунке: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФУНКЦИИ
СТРУКТУРЫ
А) осуществляет активный транспорт веществ
Б) изолирует клетку от окружающей среды
В) обеспечивает избирательную проницаемость веществ
Г) образует секреторные пузырьки
Д) распределяет вещества клетки по органеллам
Е) участвует в образовании лизосом
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A Б В Г Д Е

10. Задание 5 № 16475
Установите со¬от¬вет¬ствие между ха¬рак¬те¬ри¬сти¬кой и веществами, к ко¬то¬рым эта ха¬рак¬те¬ри¬сти¬ка относится.
ХАРАКТЕРИСТИКА ВЕЩЕСТВА
А) неполярны, не¬рас¬тво¬ри¬мы в воде
Б) в со¬став вхо¬дит оста¬ток глицерина
В) мо¬но¬ме¬ром яв¬ля¬ет¬ся глюкоза
Г) мо¬но¬ме¬ры свя¬за¬ны пеп¬тид¬ной связью
Д) об¬ла¬да¬ют фер¬мен¬та¬тив¬ны¬ми функциями
Е) вхо¬дят в со¬став кле¬точ¬ных сте¬нок рас¬ти¬тель-ных кле¬ток 1) белки
2) углеводы
3) липиды
Запишите в ответ цифры, рас¬по¬ло¬жив их в порядке, со¬от¬вет¬ству¬ю-щем буквам:
A Б В Г Д Е

11. Задание 5 № 10502
Установите соответствие между признаками обмена веществ и его этапами.

ПРИЗНАКИ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ ЭТАПЫ
А) Вещества окисляются
Б) Вещества синтезируются
В) Энергия запасается в молекулах АТФ
Г) Энергия расходуется
Д) В процессе участвуют рибосомы
Е) В процессе участвуют митохондрии 1) Пластический обмен
2) Энергетический обмен

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A Б В Г Д Е

.
12. Задание 19 № 21756
Установите правильную последовательность реакций, происходящих в процессе биосинтеза белков. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) раскручивание молекулы ДНК
2) объединение иРНК с рибосомой
3) присоединение первой тРНК с определённой аминокислотой
4) выход иРНК в цитоплазму
5) постепенное наращивание полипептидной цепи
6) синтез иРНК на одной из цепей ДНК




Часть2.
13. Задание 22 № 21000
Обоснуйте планетарное значение фотосинтеза, впервые возникшего у древнейших прокариот — цианобактерий.

14. Задание 23 № 11697

Какой органоид изображён на схеме? Какие его части отмечены цифрами 1, 2 и 3? Какой процесс происходит в этом органоиде?


15. Задание 24 № 11290
Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. Полисахарид целлюлоза выполняет в клетке растения резервную, запасающую функцию. 2. Накапливаясь в клетке, углеводы выполняют главным образом регуляторную функцию. 3. У членистоногих полисахарид хитин формирует покровы тела. 4. У растений клеточные стенки образованы полисахаридом крахмалом. 5. Полисахариды обладают гидрофобностью.

16. Задание 26 № 11120
В чем сходство и различие процессов фотосинтеза и хемосинтеза?

Задание 27 № 21517
Антикодоны тРНК входят в рибосому в следующем порядке: ГАГ ЦЦУ ЦЦЦ УАУ. Используя таблицу генетического кода, определите последовательность нуклеотидов матричной цепи ДНК, иРНК и аминокислот в молекуле синтезируемого фрагмента белка. Ответ объясните.

Для решения задания используйте таблицу генетического кода.


17. Задание 27 № 17042
В процессе гликолиза образовались 112 молекул пировиноградной кислоты (ПВК). Какое количество молекул глюкозы подверглось расщеплению и сколь¬ко молекул АТФ образуется при полном окислении глюкозы в клетках эукариот? Ответ поясните
Диагностическая работа по Биологии 10 класс Демонстрационный вариант
https://docs.wixstatic.com/ugd/1a0110_9d88e964498f40dd92de0109fcce5dc4.pdf
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по биологии даётся 90 минут. Работа включает в себя
13 заданий.
Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. В случае записи неверного
ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться
и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии
времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите
к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете
вернуться к пропущенным заданиям.
Желаем успеха!
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ШКОЛЬНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПОВ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ В 2017/2018 УЧ.ГОДУ
http://olymp.apkpro.ru/mm/mpp/files/bio-sm-2018.pdf
Для олимпиады разрабатываются оригинальные, новые по содержанию задания. В
число конкурсных заданий могут быть включены отдельные задания предыдущих олимпиад,
решение которых вызвало у участников наибольшие затруднения.