ГлавнаяКлубыBIOLOGБлог клуба - BIOLOG
+1 RSS-лента RSS-лента

Блог клуба - BIOLOG

Администратор блога: Мухачёва В.Н.
Генетические (наследственные) заболевания
http://www.studfiles.ru/preview/5283779/page:4/

http://fb.ru/article/285619/nasledstvennyie-zabolevaniya-cheloveka-spisok-naibolee-rasprostranennyie-i-opasnyie-zabolevaniya
Основные типы наследования признаков.
1. Генетика как наука, ее предмет, задачи и методы. Основные этапы развития.
Генетика- дисциплина, изучающая механизмы и закономерности наследственности и изменчивости организмов, методы управления этими процессами.
Предмет генетики – наследственность и изменчивость организмов.
Задачи генетикивытекают из установленных общих закономерностей наследственности и изменчивости. К этим задачам относятся исследования:
1) механизмов хранения и передачи генетической информации от родительских форм к дочерним;
2) механизма реализации этой информации в виде признаков и свойств организмов в процессе их индивидуального развития под контролем генов и влиянием условий внешней среды;
3) типов, причин и механизмов изменчивости всех живых существ;
4) взаимосвязи процессов наследственности, изменчивости и отбора как движущих факторов эволюции органического мира.
Генетика является также основой для решения ряда важнейших практических задач. К ним относятся:
1) выбор наиболее эффективных типов гибридизации и способов отбора;
2) управление развитием наследственных признаков с целью получения наиболее значимых для человека результатов;
3) искусственное получение наследственно измененных форм живых организмов;
4) разработка мероприятий по защите живой природы от вредных мутагенных воздействий различных факторов внешней среды и методов борьбы с наследственными болезнями человека, вредителями сельскохозяйственных растений и животных;
5) разработка методов генетической инженерии с целью получения высокоэффективных продуцентов биологически активных соединений, а также для создания принципиально новых технологий в селекции микроорганизмов, растений и животных.
Объектами генетики являются вирусы, бактерии, грибы, растения, животные и человек.
2. Основные понятия генетики
Наследственность— это неотъемлемое свойство всех живых существ сохранять и передавать в ряду поколений характерные для вида или популяции особенности строения, функционирования и развития.
Наследственность обеспечивает постоянство и многообразие форм жизни и лежит в основе передачи наследственных задатков, ответственных за формирование признаков и свойств организма.
Изменчивость— способность организмов в процессе онтогенеза приобретать новые признаки и терять старые.
Изменчивость выражается в том, что в любом поколении отдельные особи чем-то отличаются и друг от друга, и от своих родителей.
Ген– это участок молекулы ДНК, отвечающий за определенный признак.
Генотип— это совокупность всех генов организма, являющихся его наследственной основой.
Фенотип— совокупность всех признаков и свойств организма, которые выявляются в процессе индивидуального развития в данных условиях и являются результатом взаимодействия генотипа с комплексом факторов внутренней и внешней среды.
Аллельные гены- различные формы того же гена, занимающие одно и то же место (локус) гомологичных хромосом и определяющие альтернативные состояния одного и того же признака.
Доминантность — форма взаимоотношений междуаллелямиодногогена, при которой один из них подавляет проявление другого.
Рецессивность– отсутствие (непроявление) у гетерозиготного организма одного из пары противоположных (альтернативных) признаков.
Гомозиготность– состояние диплоидного организма, при котором в гомологичных хромосомах находятся идентичные аллели генов.
Гетерозиготность– состояние диплоидного организма, при котором в гомологичных хромосомах находятся разные аллели генов.
Гемизиготность— состояние гена, при котором в гомологичной хромосоме полностью отсутствует его аллель.
3. Основные типы наследования признаков.
I. Моногенное (такой тип наследования, когда наследственный признак контролируется одним геном)
1. Аутосомное
1. Доминантное (прослеживается в каждом поколении; у больных родителей больной ребенок; болеют и мужчины и женщины; вероятность наследования – 50-100%)
2. Рецессивное (не в каждом поколении; проявляется в потомстве у здоровых родителей; встречается и у мужчин и у женщин; вероятность наследования – 25-50-100%)
2. Геносомное
1. Х-сцепленное доминантное (сходен с аутосомным доминантным, но мужчины передают признак только дочерям)
2. Х-сцепленное рецессивное (не в каждом поколении; болеют преимущественно мужчины; у здоровых родителей с вероятностью 25% - больные сыновья; больные девочки, если отец болен, а мать носительница)
3. Y-сцепленное (голандрическое) (в каждом поколении; болеют мужчины; у больного отца все сыновья больные; вероятность наследования – 100% у всех мужчин)
II. Полигенное
4. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя, их цитологические основы.
Моногибриднымназывается скрещивание, при котором родительские формы отличаются друг от друга по одной паре контрастных, альтернативных признаков.
Первый закон Менделя(Закон единообразия гибридов первого поколения):
«При скрещивании гомозиготных особей, анализируемых по одной паре альтернативных признаков, наблюдается единообразие гибридов первого поколения как по фенотипу, так и по генотипу»
Второй закон Менделя (Закон расщепления признаков):
«При скрещивании гибридов первого поколения, анализируемых по одной паре альтернативных признаков, наблюдается расщепление по фенотипу 3:1, по генотипу 1:2:1»
В опытах Менделя первое поколение гибридов получено от скрещивания чистолинейных (гомозиготных) родительских растений гороха с альтернативными признаками (АА х аа). Они образуют гаплоидные гаметы А и а. Следовательно, после оплодотворения гибридное растение первого поколения будет гетерозиготным (Аа) с проявлением только доминантного (желтая окраска семени) признака, т. е. будет единообразным, одинаковым по фенотипу.
Второе поколение гибридов получено при скрещивании между собой гибридных растений первого поколения (Аа), каждое из которых образует по два типа гамет: А и а. Равновероятное сочетание гамет при оплодотворении особей первого поколения дает расщепление у гибридов второго поколения в соотношении: по фенотипу 3 части растений с доминантным признаком (желтозерные) к 1 части растений с рецессивным признаком (зеленозерным), по генотипу — 1 АА : 2 Аа : 1 аа.
5. Ди- и полигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования неаллельных генов.
Скрещивания, в которых родительские формы различаются по одной паре признаков, называют моногибридными, по двум — дигибридными, а по многим парам признаков — полигибридными. Третий закон Менделя(Закон независимого комбинирования признаков):
«При скрещивании гомозиготных организмов, анализируемых по двум и более альтернативных признаков, во втором поколении наблюдается независимое комбинирование генов и определяемых ими признаков во всех возможных сочетаниях»Схематически скрещивание F1 выглядит так:
AB 1/4 Ab 1/4 aB 1/4 ab 1/4
AB 1/4 AABB 1/16 AABb 1/16 AaBB 1/16 AaBb 1/16
Ab 1/4 AABb 1/16 AAbb 1/16 AaBb 1/16 Aabb 1/16
aB 1/4 AaBB 1/16 AaBb 1/16 aaBB 1/16 aaBb 1/16
ab 1/4 AaBb 1/16 Aabb 1/16 aaBb 1/16 aabb 1/16
Из схемы видно, что вероятность образования гамет с различными комбинациями аллелей двух генов одинакова и составляет 1/4. Если подсчитать расщепление по признаку, обусловленному геном A и по признаку, обусловленному геном B отдельно, то оно составит 3:1 и 3:1, т.е. как в случае моногибридного скрещивания. В пределах каждого генотипического класса: AA, Aa, aa частота встречаемости генов BB, Bb и bb одинакова – 1:2:1.
6. Условия менделирования признаков. Статистический характер менделеевских закономерностей. Менделирующие признаки человека.
Менделирование— распределение генов в потомстве в соответствии с законами Менделя.
Условия менделирования:
- в наборе хромосом есть парные гомологичные хромосомы
- расхождение гомологичных хромосом в анафазу мейоза I идет независимо
- при оплодотворении сочетание гамет происходит случайно
- разные гены находятся в разных хромосомах
- 1 ген контролирует 1 признак (моногенность)
- признаки качественные, не количественные
Законы Менделя носят статистический характер – выполняются при большом количестве особей, кроме того для их выполнения должны быть соблюдены следующие условия:
1. гены разных аллельных пар должны находиться в разных парах гомологичных хромосом
2. между генами не должно быть сцепления или взаимодействия, кроме полного доминирования
3. Образование гамет разного типа должно быть равновероятным
4. выживаемость организмов с разными генотипами должна быть равновероятной
5. пенетрантность (частота проявления признака) должна быть 100%, должно отсутствовать множественное действие генов и мутации
Менделирующими признаками называются те, наследование которых про исходит по закономерностям, установленным Г. Менделем. Менделирующие признаки определяются одним геном моногенно (от греч.monos-один) то есть когда проявление признака определяется взаимодействием аллельных генов, один из которых доминирует (подавляет) другой. Менделевские законы справедливы для аутосомных генов с полной пенетрантностью (от лат.penetrans-проникающий, достигающий) и постоянной экспрессивностью (степенью выраженности признака). Если гены локализованы в половых хромосомах (за исключением гомологичного участка в Х- и У-хромосомах), или в одной хромосоме сцеплено, или в ДНК органоидов, то результаты скрещивания не будут следовать законам Менделя. Общие законы наследственности одинаковы для всех эукариот. У человека также имеются менделирующие признаки, и для него характерны все типы их наследования: аутосомно-доминантный, аутосомно-рецессивный, сцепленный с половыми хромосомами (с гомологичным участком Х- и У-хромосом). Типы наследования менделирующих признаков: I. Аутосомно-доминантный тип наследования. По аутосомно-доминантному типу наследуются некоторые нормальные и патологические признаки: 1) белый локон над лбом; 2) волосы жесткие, прямые (ежик); 3) шерстистые волосы - короткие, легко секущиеся, курчавые, пышные; 4) кожа толстая; 5) способность свертывать язык в трубочку; 6) габсбургская губа - нижняя челюсть узкая, выступающая вперед, нижняя губа отвислая и полуоткрытый рот; 7) полидактилия (от греч.polus – многочисленный, daktylos- палец) – многопалость, когда имеется от шести и более пальцев; 8) синдактилия (от греч. syn - вместе)-сращение мягких или костных тканей фаланг двух или более пальцев; 9) брахидактилия (короткопалость) – недоразвитие дистальных фаланг пальцев; 10) арахнодактилия (от греч. агаhna – паук ) – сильно удлиненные «паучьи» пальцы II. Аутосомно-рецессивный тип наследования. По аутосомно-рецессивному типу наследуются следующие признаки: 1)волосы мягкие, прямые; 2)кожа тонкая; 3)группа крови Rh-; 4)неощущение горечи вкуса фенилкарбамида; 5)неумение складывать язык в трубочку; 6)фенилкетонурия – блокируется превращение фенилаланина в тирозин, который превращается в фенилпировиноградную кислоту, являющуюся нейротропным ядом (признаки – судорожные синдромы, отставание в психическом развитии, импульсивность, возбудимость, агрессия); 7)галактоземия - накопление в крови галактозы, которая тормозит всасывание глюкозы и оказывает токсическое действие на функцию печени, мозга, хрусталика глаза; 8)альбинизм.
7. Сущность анализирующего скрещивания.
Анализирующее скрещивание — скрещивание, проводящееся для определения генотипа организма. Для этого подопытный организм скрещивают с организмом, являющимся рецессивной гомозиготой по изучаемому признаку.
Допустим, надо выяснить генотип растения гороха, имеющего желтые семена. Возможны два варианта генотипа по¬допытного растения: он может являться либо гетерозиготой (Аа), либо доминантной гомозиготой (АА). Для установления его генотипа проведем анализирующее скрещивание с рецессивной гомозиготой (аа) - растением с зелеными семенами. Таким образом, если в результате анализирующего скрещивания в F1, наблю¬дается расщепление в соотношении 1:1, то подопытный организм был гетерози¬готен; если расщепления не наблюдает¬ся и все организмы в F1 проявляют до¬минантные признаки, то подопытный организм был гомозиготен.
8. Множественный аллелизм. Наследование групп крови.
Множественный аллелизм— один из видов взаимодействия аллельных генов, при котором ген может быть представлен не двумя аллелями (как в случаях полного или неполного доминиро¬вания), а гораздо большим их числом; при этом члены одной серии аллелей могут находиться в различных доминантно-ре¬цессивных отношениях друг с другом.
Имеются определенные закономерности множественного аллелизма: — каждый ген может иметь большое число аллелей; — любой аллель может возникнуть в результате прямой и обратной мутации любого члена серии множественных аллелей или от аллеля дикого типа; — в диплоидном организме могут одновременно находиться два любых аллеля из серии множественных аллелей; — аллели находятся в сложных доминантно-рецессивных отношениях между собой: один и тот же аллель может быть доминантным по отношению к одному аллелю и рецессивным по отношению к другому, а между иными аллелями доминирование может отсутствовать, и наблюдается кодоминирование и др.; — члены серии множественных аллелей наследуются так же, как и пара аллелей, т. е. наследование подчиняется менделевским закономерностям (кроме кодоминирования); — разные сочетания аллелей в генотипе обуславливают различные фенотипические проявления одного и того же признака; — серии аллелей увеличивают комбинатовную изменчивость.
Примером множественного аллелизма у человека является наличие трех аллелей гена, определяющего наследование групп крови системы АВО. • система определяется тремя аллелями одного гена I (IA, IB,I°); ген I расположен в 9-й хромосоме • из всей серии аллелей одновременно в генотипе диплоидного организма находятся два аллеля (I°I°, IAIA, IAI°, IBIBи др.); • аллели IA, IBдоминантны по отношению к аллелю I° — полное доминирование, между собой аллели IAи IB— кодоминантны; • доминантный аллель гена может проявлять свое действие в гомо- (IAIA, IBIB) и гетерозиготном организмах (IAI°, IBI°), а рецессивный аллель гена — только в гомозиготном организме (I°I°); • различные сочетания аллелей в генотипе дают разные фенотипы: 4 группы крови I (0), II (А), III (В), IV (АВ), которые различаются между собой антигенными свойствами эритроцитов. Антигены (агглютиногены) находятся на поверхности эритроцитов (гликокаликс);
9. Виды взаимодействия аллельных генов.
1. Полное доминирование
2. Неполное доминирование – ослабление действия доминантного гена в присутствии рецессивного (при этом у гетерозигот наблюдается промежуточный характер признака)
3. Сверхдоминирование – доминантный ген в гетерозиготном состоянии проявляется сильнее, чем в гомозиготном
4. ко-доминирование – гены одной аллельной пары равнозначны и если оба присутствуют в генотипе, то оба проявляют свое действие (IVгруппа крови)
5. межаллельная комплементация – нормальный признак формируется в результате сочетания двух мутантных генов в гетерозиготе. Причина в том, что продукты рецессивных генов, взаимодействуя, и дополняя друг друга, формируют признак идентичный деятельности доминантного аллеля.
6. Аллельное исключение – вид взаимодействия, при котором инактивируется один из аллелей гена, что приводит к проявлению в клетках разных аллелей
10. Характеристика основных типов взаимодействия неаллельных генов.
1. Комплементарность– вид взаимодействия, при котором новый признак возникает при взаимодействии двух доминантных неаллельных генов, находящихся в одном генотипе, тогда как, присутствуя в генотипе поотдельности, они влияют на признак по-другому.
Расщепления в F2
9:6:1
9:3:4
9:3:3:1
9:7
2. Эпистаз– подавление аллелей одного гена действием аллелей других генов.
Подавляющий ген называется эпистатичным, подавляемый — гипостатичным.
Эпистатическое взаимодействие неаллельных генов может быть доминантным(13:3, 12:3:1) и рецессивным (9:3:4).
3. Полимерия– несколько доминантных неаллельнюх генов определяют один и тот же признак. Такие гены обозначают одинаковыми буквами с разными индексами.
Полимерия бывает:
- некумулятивной – влияние оказывает не количество доминантных генов в генотипе, а присутствие хотя бы одного (15:1)
- кумулятивной – количество доминантных генов влияет на степень выраженности признаков (1:4:6:4:1)

http://www.studfiles.ru/preview/4668963/
Тексты биологического содержания. (Подготовка к ОГЭ)
http://bioishim.ru/gia/Work_with_the_text_of_biological_contents.pdf
Решение задач на ЕГЭ по жизненному циклу растений
Решение задач ЕГЭ по жизненному циклу растений
Понятие о жизненном цикле растений
В жизненном цикле растений происходит чередование бесполого и полового размножения и связанное с этим чередований поколений.
Гаплоидный (n) растительный организм, образующий гаметы, называется гаметофитом (n). Он представляет половое поколение. Гаметы формируются в половых органах путём митоза: сперматозоиды (n) - в антеридиях (n), яйцеклетки (n) – в архегониях (n) .
Гаметофиты бывают обоеполые (на нём развиваются антеридии и архегонии) и раздельнополые (антеридии и архегонии развиваются на разных растениях).
После слияния гамет (n) образуется зигота с диплоидным набором хромосом (2n), а из неё развивается путём митоза бесполое поколение – спорофит (2n). В специальных органах - спорангиях (2n) спорофита (2n) после мейоза образуются гаплоидные споры (n), при делении которых митозом развиваются новые гаметофиты (n).
Жизненный цикл зелёных водорослей
В жизненном цикле зелёных водорослей преобладает гаметофит (n), то есть клетки их слоевища гаплоидны (n). При наступлении неблагоприятных условий (похолодание, пересыхание водоёма) происходит половое размножение – образуются гаметы (n), которые попарно сливаются в зиготу (2n). Зигота (2n), покрытая оболочкой зимует, после чего при наступлении благоприятных условий делится мейозом с образованием гаплоидных спор (n), из которых развиваются новые особи (n).
Задача 1. Какой набор хромосом характерен для клеток слоевища улотрикса и для его гамет? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления они образуются.
Ответ:
1. В клетках слоевища гаплоидный набор хромосом (n), они развиваются из споры с гаплоидным набором хромосом (n) путём митоза.
2. В гаметах гаплоидный набор хромосом (n), они образуются из клеток слоевища с гаплоидным набором хромосом (n) путём митоза.
Задача 2. Какой набор хромосом характерен для зиготы и для спор зелёных водорослей? Объясните, из каких исходных клеток и как они образуются.
Ответ:
1. В зиготе диплоидный набор хромосом (2n), она образуется при слиянии гамет с гаплоидным набором хромосом (n).
2. В спорах гаплоидный набор хромосом (n), они образуются из зиготы с диплоидным набором хромосом (2n) путём мейоза.

Жизненный цикл мхов (кукушкин лён)

У мхов в цикле развития преобладает половое поколение (n). Листостебельные растения мхов – раздельнополые гаметофиты (n). На мужских растениях (n) формируются антеридии (n) со сперматозоидами (n), на женских (n) – архегонии (n) с яйцеклетками (n). С помощью воды (во время дождя) сперматозоиды (n) попадают к яйцеклеткам (n), происходит оплодотворение, возникает зигота (2n). Зигота находится на женском гаметофите (n), она делится митозом и развивается спорофит (2n) – коробочка на ножке. Таким образом, спорофит (2n) у мхов живёт за счёт женского гаметофита (n).
В коробочке спорофита (2n) путём мейоза образуются споры (n). Мхи – разноспоровые растения, различают микроспоры – мужские и макроспоры – женские. Из спор (n) путём митоза развиваются сначала предростки, а затем взрослые растения (n).
Задача 3. Какой хромосомный набор характерен для гамет и спор кукушкина льна? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления они образуются.
Ответ:
1. В гаметах мха кукушкина льна гаплоидный набор хромосом (n), они образуются из антеридиев (n) и архегониев (n) мужского и женского гаметофитов с гаплоидным набором хромосом (n) путём митоза.
2. В спорах гаплоидный набор хромосом (n), они образуются из клеток спорофита - коробочки на ножке с диплоидным набором хромосом (2n) путём мейоза.
Задача 4. Какой хромосомный набор характерен для клеток листьев и коробочки на ножке кукушкина льна? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления они образуются.
Ответ:
1. В клетках листьев кукушкина льна гаплоидный набор хромосом (n), они, как и всё растение, развиваются из споры с гаплоидным набором хромосом (n) путём митоза.
2. В клетках коробочки на ножке диплоидный набор хромосом (2n), она развивается из зиготы с диплоидным набором хромосом (2n) путём митоза.
Лекция
Жизненный цикл папоротников
У папоротников (также хвощей, плаунов) в жизненном цикле преобладает спорофит (2n). На нижней стороне листьев растения (2n) развиваются спорангии (2n), в которых путём мейоза образуются споры (n). Из споры (n), попавшей во влажную почву, прорастает заросток (n) – обоеполый гаметофит. На его нижней стороне развиваются антеридии (n) и архегонии (n), а в них путём митоза образуются сперматозоиды (n) и яйцеклетки (n). С капельками росы или дождевой воды сперматозоиды (n) попадают к яйцеклеткам (n), образуется зигота (2n), а из нее – зародыш нового растения (2n). (Демонстрация слайдов).
Схема 3. Жизненный цикл папоротников
Практикум
Задача 5. Какой хромосомный набор характерен для листьев (вай) и заростка папоротника? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления образуются эти клетки.
Ответ:
1. В клетках листьев папоротника диплоидный набор хромосом (2n), так они, как и всё растение, развиваются из зиготы с диплоидным набором хромосом (2n) путём митоза.
2. В клетках заростка гаплоидный набор хромосом (n), так как заросток образуется из гаплоидной споры (n) путём митоза.
Лекция
Жизненный цикл голосеменных растений (сосна)
Листостебельное растение голосеменных растений – спорофит (2n), на котором развиваются женские и мужские шишки (2n).
На чешуйках женских шишек расположены семязачатки – мегаспорангии (2n), в которых путём мейоза образуются 4 мегаспоры (n), 3 из них погибают, а из оставшейся – развивается женский гаметофит – эндосперм (n) с двумя архегониями (n). В архегониях образуются 2 яйцеклетки (n), одна погибает.
На чешуйках мужских шишек располагаются пыльцевые мешки – микроспорангии (2n), в которых путём мейоза образуются микроспоры (n), из них развиваются мужские гаметофиты – пыльцевые зёрна (n), состоящие из двух гаплоидных клеток (вегетативной и генеративной) и двух воздушных камер.
Пыльцевые зёрна (n) (пыльца) ветром переносятся на женские шишки, где митозом из генеративной клетки (n) образуются 2 спермия (n), а из вегетативной (n) – пыльцевая трубка (n), врастающая внутрь семязачатка и доставляющая спермии (n) к яйцеклетке (n). Один спермий погибает, а второй участвует в оплодотворении, образуется зигота (2n), из которой митозом формируется зародыш растения (2n).
В результате из семязачатка формируется семя, покрытое кожурой и содержащее внутри зародыш (2n) и эндосперм (n).
Схема 4. Жизненный цикл голосеменных растений (сосна)
Практикум
Задача 6. Какой хромосомный набор характерен для клеток пыльцевого зерна и спермиев сосны? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления образуются эти клетки.
Ответ:
1. В клетках пыльцевого зерна гаплоидный набор хромосом (n), так как оно образуется из гаплоидной микроспоры (n) путём митоза.
2. В спермиях гаплоидный набор хромосом (n), так как они образуются из генеративной клетки пыльцевого зерна с гаплоидным набором хромосом (n) путём митоза.
Задача 7. Какой хромосомный набор характерен для мегаспоры и клеток эндосперма сосны? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления образуются эти клетки.
Ответ:
1. В мегаспорах гаплоидный набор хромосом (n), так как они образуются из клеток семязачатка (мегаспорангия) с диплоидным набором хромосом (2n) путём мейоза.
2. В клетках эндосперма гаплоидный набор хромосом (n), так как эндосперм формируется из гаплоидных мегаспор (n) путём митоза.
Жизненный цикл покрытосеменных растений
Покрытосеменные растения являются спорофитами (2n). Органом их полового размножения является цветок.
В завязи пестиков цветка находятся семязачатки – мегаспорангии (2n), где происходит мейоз и образуются 4 мегаспоры (n), 3 из них погибают, а из оставшейся – развивается женский гаметофит – зародышевый мешок из 8 клеток (n), одна из них – яйцеклетка (n), а две сливаются в одну – крупную (центральную) клетку с диплоидным набором хромосом (2n).
В микроспорангиях (2n) пыльников тычинок путём мейоза образуются микроспоры (n), из которых развиваются мужские гаметофиты – пыльцевые зёрна (n), состоящие из двух гаплоидных клеток (вегетативной и генеративной).
После опыления из генеративной клетки (n) образуются 2 спермия (n), а из вегетативной (n) – пыльцевая трубка (n), врастающая внутрь семязачатка и доставляющая спермии (n) к яйцеклетке (n) и центральной клетке (2n) . Один спермий (n) сливается с яйцеклеткой (n) и образуется зигота (2n), из которой митозом формируется зародыш растения (2n). Второй спермий (n) сливается центральной клеткой (2n) с образованием триплоидного эндосперма (3n). Такое оплодотворение у покрытосеменных растений называется двойным.
В результате из семязачатка формируется семя, покрытое кожурой и содержащее внутри зародыш (2n) и эндосперм (3n).
Схема 5. Жизненный цикл покрытосеменных растений
Задача 8. Какой хромосомный набор характерен для микроспоры, которая образуется в пыльнике, и клеток эндосперма семени цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и как они образуются.
Ответ:
1. В микроспорах гаплоидный набор хромосом (n), так как они образуются из клеток микроспорангиев с диплоидным набором хромосом (2n) путём мейоза.
2. В клетках эндосперма триплоидный набор хромосом (3n), так как эндосперм образуется при слиянии гаплоидного спермия (n) с диплоидной центральной клеткой (2n).
Общие выводы
1. В процессе эволюции растений происходила постепенная редукция гаметофита и развитие спорофита.
2. В гаметах растений гаплоидный набор (n) хромосом, они образуются путём митоза.
3. В спорах растений гаплоидный набор (n) хромосом, они образуются путём мейоза.
КИМ ЕГЭ 2017. БИОЛОГИЯ (досрочный период)
http://fipi.ru/sites/default/files/document/2017/bi_101.pdf
Жизненные циклы высших растений
http://bono-esse.ru/blizzard/A/PDF/zhizn_cikly_vyssh_rast.pdf
Типы наследования признаков у человека
Типы наследования признаков у человека - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/172571/tip-nasledovaniya-autosomno-dominantnyiy-tipyi-nasledovaniya-priznakov-u-cheloveka
1. Аутосомно-доминантный.
2. Аутосомно-рецессивный.
3. Сцепленное с Х-хромосомой доминантное наследование
4. Х-сцепленное рецессивное
Каждый тип наследования имеет свои особенности и признаки.

Аутосомно-доминантное наследование
Тип наследования аутосомно-доминантный - это наследование преобладающих признаков, которые располагаются в аутосомах. Фенотипические проявления их могут сильно отличаться. У некоторых признак может быть едва заметным, а бывает и слишком интенсивное его проявление.
Признаки:
1. Больной признак проявляется в каждом поколении.
2. Количество больных и здоровых примерно одинаковое, их соотношение 1:1.
3. Если дети у больных родителей рождаются здоровыми, то и их дети будут здоровы.
4. Болезнь одинаково затрагивает как мальчиков, так и девочек.
5. Заболевание одинаково передается от мужчин и женщин.
6. Чем сильнее влияние на репродуктивные функции, тем больше вероятность появления различных мутаций.
7. Если оба родителя больны, то ребенок, рождаясь гомозиготой по этому признаку, болеет более тяжело по сравнению с гетерозиготой.
Все эти признаки реализуются только при условии полного доминирования. При этом только присутствия одного доминантного гена будет достаточно для проявления признака
Большая часть лиц, которые являются носителями аутосомно-доминантного патологического признака, являются по нему гетерозиготами. Многочисленные исследования подтверждают, что гомозиготы по доминантной аномалии имеют более серьезные и тяжелые проявления по сравнению с гетерозиготами. Этот тип наследования у человека характерен не только для патологических признаков, но и некоторые вполне нормальные так наследуются.
Среди нормальных признаков с таким типом наследования можно отметить:
1. Вьющиеся волосы.
2. Темные глаза.
3. Прямой нос.
4. Горбинка на переносице.
5. Облысение в раннем возрасте у мужчин.
6. Праворукость.
7. Способность сворачивать язык трубочкой.
8. Ямочка на подбородке.
Среди аномалий, которые имеют тип наследования аутосомно-доминантный, наиболее известны следующие:
1. Многопалость, может быть как на руках, так и на ногах.
2. Сращение тканей фаланг пальцев.
3. Брахидактилия.
4. Синдром Марфана.
5. Близорукость.
Если доминирование неполное, то проявление признака можно наблюдать не в каждом поколении.
Аутосомно-рецессивный тип наследования
Проявиться признак при этом типе наследования может только в случае образования гомозиготы по этой патологии. Такие болезни протекают более тяжело, потому что обе аллели одного гена имеют дефект.
Вероятность проявления таких признаков повышается при близкородственных браках, поэтому во многих странах союз между родственниками заключать запрещено.
К основным критериям такого наследования можно отнести следующие:
1. Если оба родителя здоровы, но являются носителями патологического гена, то ребенок будет болен.
2. Пол будущего ребенка не играет при наследовании никакой роли.
3. У одной семейной пары риск рождения второго ребенка с такой же патологией составляет 25%
4. Если посмотреть родословную, то прослеживается горизонтальное распределение больных.
5. Если оба родителя больны, то все дети будут рождаться с такой же патологией.
6. Если один родитель болен, а второй является носителем такого гена, то вероятность рождения больного ребенка составляет 50%
По такому типу наследуются очень многие заболевания, касающиеся обмена веществ
Тип наследования, сцепленный с Х-хромосомой

Это наследование может быть как доминантным, так и рецессивным.

К признакам доминантного наследования можно отнести следующие:
1. Могут поражаться оба пола, но женщины в 2 раза чаще.
2. Если болен отец, то он может передать больной ген только своим дочерям, потому что сыновья от него получают У-хромосому.
3. Больная мать с одинаковой вероятностью награждает таким заболеванием детей обоего пола.
4. Тяжелее протекает заболевание у мужчин, потому что у них отсутствует вторая Х-хромосома.

Если в Х-хромосоме находится рецессивный ген, то наследование имеет следующие признаки:
1. Больной ребенок может родиться и у фенотипически здоровых родителей.
2. Чаще всего болеют мужчины, а женщины являются носительницами больного гена.
3. Если болен отец, то за здоровье сыновей можно не переживать, от него они не могут получить дефектный ген.
4. Вероятность рождения больного ребенка у женщины-носительницы составляет 25%, если речь идет о мальчиках, то она повышается до 50%.
Так наследуются такие заболевания, как гемофилия, дальтонизм, мышечная дистрофия, синдром Калльмана и некоторые другие.
Задания для подготовки к ОГЭ. БОТАНИКА.
1. Вставьте в текст «Цветок» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ЦВЕТОК
Самая заметная часть цветка – это венчик, состоящий часто из отдельных ____(А). Обычно венчик окружён ____(Б), состоящей из чашелистиков. В центре цветка расположены его главные части – _____(В) и пестик. Части цветка, расположенные вокруг этих образований, называют ______(Г).
1) околоцветник 2) прицветник 3) лепесток 4) соцветие
5) завязь 6) тычинка 7) цветоложе 8) чашечка

2. Вставьте в текст «Жизнедеятельность растения» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАСТЕНИЯ
Растение получает воду в виде почвенного раствора с помощью ______(А) корня. Наземные части растения, главным образом, _____(Б), напротив, через особые клетки – _____(В) – испаряют значительное количество воды. При этом вода используется не только для испарения, но и как исходный материал для образования органических веществ в ходе процесса _______ (Г) .
1) дыхание 2) корневой чехлик 3) корневой волосок 4) лист
5) побег 6) стебель 7) устьица 8) фотосинтез

3. Вставьте в текст «Прорастание семян» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ПРОРАСТАНИЕ СЕМЯН
Семена могут долго лежать в бумажных пакетиках, в мешках из ткани, в зернохранилищах, находясь в состоянии покоя и не прорастая. Прорастающие семена начинают активно дышать, поглощая ____(А) и выделяя ____(Б). Во время дыхания выделяется энергия. При прорастании семени фасоли зародыш питается запасами веществ, отложенных в ____(В), а при прорастании зерновки пшеницы зародыш питается запасами веществ, отложенных в ____(Г).
1) свет 2) семядоля 3) зародышевый корешок 4) кислород
5) эндосперм 6) углекислый газ 7) органические вещества 8) семенная кожура

4. Вставьте в текст «Мхи» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
МХИ
Мхи – это ____(А) растения, поскольку размножаются спорами, которые образуются в особых органах – ____(Б). В наших лесах встречаются зелёные мхи, например кукушкин лён, и белые мхи, например ____ (В). Для жизнедеятельности мхов крайне важна вода, поэтому они часто встречаются около лесных стоячих водоёмов: озёр и болот. Многовековые отложения мхов на болотах образуют залежи ____ (Г) – ценного удобрения и топлива.
1) низшее 2) коробочка 3) семенное 4) сорус
5) споровое 6) сфагнум 7) торф 8) цветковое

5. Вставьте в текст «Голосеменные растения» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ГОЛОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ
Бóльшую часть произрастающих на территории России голосеменных растений обычно называют ____(А) из-за особого строения листьев. Стволы этих деревьев и кустарников богаты смолой. Она не позволяет развиваться спорам паразитических грибов. Ещё одной отличительной особенностью голосеменных является развитие на побеге ____(Б), в которых развиваются семена. В лесах встречаются деревья: тенелюбивая ель и светолюбивая ____(В), а также кустарник ____(Г).
1) коробочка 2) можжевельник 3) плод 4) сосна
5) споровое 6) хвойное 7) цветковое 8) шишка

6. Вставьте в текст «Дыхание растений» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ДЫХАНИЕ РАСТЕНИЙ
Процесс дыхания растений протекает постоянно. В ходе этого процесса организм растения потребляет ____(А), а выделяет ____ (Б). Ненужные газообразные вещества удаляются из растения путём диффузии. В листе они удаляются через особые образования – ____(В), расположенные в кожице. При дыхании освобождается энергия органических веществ, запасённая в ходе ____ (Г), происходящего в зелёных частях растения на свету.
1) вода 2) испарение 3) кислород 4) транспирация
5) углекислый газ 6) устьица 7) фотосинтез 8) чечевичка

7. Вставьте в текст «Внешнее строение побега» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ПОБЕГА
Побег, состоящий из стебля, листьев и почек, называют ____(А). Почки могут располагаться на верхушке побега – верхушечная почка – и в пазухе листьев – пазушные почки, или ____(Б). Угол между листом и расположенной выше частью стебля называют ____(В) листа. Тот участок стебля, от которого отходит лист, называют ____(Г). Участок стебля между соседними листьями – междоузлие.
1) генеративный 2) пазуха 3) боковая почка 4) смешанная почка
5) вегетативный 6) влагалище 7) чечевичка 8) узел

8. Вставьте в текст «Испарение воды листом» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ИСПАРЕНИЕ ВОДЫ ЛИСТОМ
Поглощённый ___(А) почвенный раствор, состоящий из воды и минеральных веществ, по особым клеткам – ____(Б) – поступает в лист. Здесь часть воды используется в процессе фотосинтеза, а часть, перейдя в газообразное состояние, испаряется через ____(В). Этот процесс имеет название ____(Г). Минеральные соли остаются в листьях, накапливаются и вызывают ежегодное отмирание листьев – листопад.
1) корень 2) ситовидная трубка 3) сосуд 4) стебель
5) транспирация 6) устьица 7) фотосинтез 8) чечевичка

9. Вставьте в текст «Процессы жизнедеятельности листа» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИСТА
В процессе дыхания растения, как и все прочие организмы, потребляют ____ (А), а выделяют ____ (Б) и пары воды. Одновременно в листьях осуществляется процесс ____(В), при котором также образуется газообразное вещество. Все газы удаляются через _____(Г) листьев. Листья обеспечивают испарение. Они препятствуют перегреванию листовой пластинки.
1) жилка 2) кислород 3) кожица 4) поглощение
5) углекислый газ 6) устьица 7) фотосинтез 8) чечевичка

10. Вставьте в текст «Папоротники» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ПАПОРОТНИКИ
Папоротники – это ___ (А) растения, поскольку размножаются спорами, которые образуются в особых органах – сорусах. Из споры развивается ____ (Б) – особая стадия развития папоротника, образующая гаметы. Для успешного слияния гамет и образования ____ (В) в ходе полового размножения папоротникам необходима ____(Г), поэтому в наших лесах они встречаются в тенистых местах.
1) вода 2) заросток 3) минеральная соль 4) проросток
5) семязачаток 6) зигота 7) споровые 8) цветковые

11. Вставьте в текст «Питание в листе» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ПИТАНИЕ В ЛИСТЕ
Органические вещества образуются в листе в процессе ____(А). Затем они перемещаются по особым клеткам проводящей ткани – ____(Б) – к остальным органам. Эти клетки расположены в особой зоне коры стебля – ____(В). Такой вид питания растений получил называние ____(Г), поскольку исходным веществом для него служит углекислый газ, добываемый растением из атмосферы.
1) воздушное 2) древесина 3) дыхание 4) луб
5) почвенное 6) ситовидная трубка 7) сосуд 8) фотосинтез

12. Вставьте в текст «Синтез органических веществ в растении» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
СИНТЕЗ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ В РАСТЕНИИ
Энергию, необходимую для своего существования, растения запасают в виде органических веществ. Эти вещества синтезируются в ходе _____(А). Этот процесс протекает в клетках листа в ____(Б) – особых пластидах зелёного цвета. Они содержат особое вещество зелёного цвета – ____ (В). Обязательным условием образования органических веществ помимо воды и углекислого газа является ____(Г).
1) дыхание 2) испарение 3) лейкопласт 4) питание
5) свет 6) фотосинтез 7) хлоропласт 8) хлорофилл

13. Вставьте в текст «Соцветия» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
СОЦВЕТИЯ
Очень редко цветки расположены на побегах поодиночке. Гораздо чаще они собраны в соцветия. В соцветиях различают главную и боковую оси. Если цветки находятся на главной оси, то такие соцветия называют ____(А). Если цветки на боковых осях, то это – ____(Б) соцветия. Соцветия первого типа имеет черёмуха, ландыш. Их цветки с цветоножками расположены поочерёдно на удлинённой оси. Такое соцветие называют ____(В). Соцветия второго типа имеют овёс и сирень. У этих растений соцветие называют____ (Г).
1) зонтик 2) простое 3) ровное 4) початок
5) кисть 6) сложное 7) ветвистое 8) метёлка

14. Вставьте в текст «Двудольные и Однодольные растения» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр впишите в приведённую ниже таблицу.
ДВУДОЛЬНЫЕ И ОДНОДОЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ
К растениям класса Двудольные относятся те, у которых в семени содержится две ____(А). Кроме того, у двудольных обычно ____(Б) корневая система и ____(В) жилкование листьев. У однодольных растений ____(Г) корневая система и ____(Д) жилкование листьев.
1) параллельное 2) яйцеклетка 3) семядоли 4) разветвлённая
5) сетчатое 6) стержневая 7) центральные клетки 8) мочковатая

15. Вставьте в текст «Семя фасоли» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
СЕМЯ ФАСОЛИ
В сформированном зародыше фасоли хорошо различаются первые настоящие листья, корешок и верхушка побега –____ (А). В состав зародыша входят____ (Б) толстые семядоли, в которых отложены ____(В) вещества, необходимые для прорастания семени. Семядоли – это первые ___(Г) растения.
1) три 2) цветок 3) почечка 4) минеральное
5) плоды 6) две 7) органическое 8) листья

16. Вставьте в текст «Перемещение веществ по растению» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ВЕЩЕСТВ ПО РАСТЕНИЮ
У растения вещества перемещаются в двух направлениях: от ____ (А) вверх перемещаются ____(Б) и растворённые минеральные вещества, от ____(В) вниз перемещаются растворённые органические вещества, образовавшиеся в ходе ____(Г).
1) вода 2) воздух 3) дыхание 4) корень
5) лист 6) стебель 7) углекислый газ 8) фотосинтез

17. Вставьте в текст «Строение семязачатка» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
СТРОЕНИЕ СЕМЯЗАЧАТКА
Семязачаток образуется в завязи ____ (А). Снаружи он снабжён покровами, внутри находится ____(Б), состоящий из нескольких клеток. Одна из его клеток – женская половая клетка – ____(В). Ее часто называют женской ____(Г). В центре расположена клетка, которую называют центральной.
1) зародышевый мешок 2) спора 3) пестик 4) эндосперм
5) гамета 6) спермий 7) рыльце 8) яйцеклетка

18. Вставьте в текст «Строение зерновки пшеницы» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
СТРОЕНИЕ ЗЕРНОВКИ ПШЕНИЦЫ
Снаружи семя пшеницы покрыто____ (А), которая плотно срослась со стенкой плода. Если сделать продольный разрез зерновки, то мы увидим, что зародыш расположен у основания семени. Основную часть зерновки составляет ___(Б). На препарате продольного разреза зерновки под микроскопом видны органы зародыша, зародышевый корешок, стебелёк и___ (В). Семядоля расположена сбоку зародыша и её называют ____(Г).
1) щиток 2) кожура 3) пластинка 4) эндосперм
5) камбий 6) цветок 7) кора 8) почечка

19. Вставьте в текст «Обмен веществ в растении» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ОБМЕН ВЕЩЕСТВ В РАСТЕНИИ
Для образования органических веществ в листе необходима ____(А), которую растение получает из почвы с помощью ____(Б). Почвенный раствор поднимается вверх благодаря особому давлению – ____(В) – по специальным клеткам проводящей ткани – ____(Г) – и поступает в лист. В хлоропластах листа из неорганических веществ синтезируются органические.
1) атмосферное 2) вода 3) корень 4) корневое
5) побег 6) ситовидная трубка 7) сосуд 8) стебель

20. Вставьте в текст «Хвощи» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ХВОЩИ
Хвощи – это ____(А) растения, размножающиеся при участии ____ (Б). В наших лесах встречается два вида побегов хвоща: ____ (В), на котором развиваются споры, и _____ (Г), похожий на маленькую зелёную ёлочку. Появление хвощей на полях – признак избыточного содержания кислот в почве.
1) весенний 2) семенные 3) луковица 4) насекомое
5) летний 6) осенний 7) вода 8) споровые

21. Восстановите текст «Развитие растений», выбрав из списка слова для вставки. Буквы, соответствующие выбранным словам, запишите в таблицу. Ответ запишите в виде порядка букв, соответствующих вставленным словам.
РАЗВИТИЕ РАСТЕНИЙ
Ранней весной, ещё в марте, на голых ветвях орешника распускаются длинные сережки ____(А) цветков. Ветер колышет свисающие сережки, сдувая с них лёгкую сухую ___(Б); она летит и оседает на цветочные — плодниковые почки, между чешуйками которых виднеются красные пушистые пестики. Орешник — ___(В) растение, имеющее на разных ветках тычиночные и пестичные цветки. Только после цветения начинают распускаться ___(Г) на кустах орешника. Из ____(Д) опыленных цветков образуются орехи, а окружающие завязь прицветники разрастаются в зелёную плюску, прикрывающую орех.
1) однодомное 2) двудомное 3) пыльца 4) завязь
5) листья 6) тычиночный 7) пестичный 8) опыление

22. Восстановите текст «Финиковая пальма», выбрав из списка слова для вставки. Буквы, соответствующие выбранным словам, запишите в таблицу. Ответ запишите в виде порядка букв, соответствующих вставленным словам.
ФИНИКОВАЯ ПАЛЬМА
В течение года на пальме вырастает до двенадцати новых ____(А). Молодые пальмы образуют густые и непроходимые заросли, так как концы листьев колючи, крепки и торчат в разные стороны. Зацветают пальмы на шестой год. Финиковая пальма – ____(Б) растение, то есть на одних деревьях образуются только ____(В) цветы в количестве до двенадцати тысяч, собранные в шести-девяти соцветиях, дающие ____(Г); на других же деревьях вырастают ____(Д) цветы в количестве до двух с половиной тысяч; из этих цветов образуются плоды – финики.
Ещё в глубокой древности вавилоняне заметили, что одни пальмы дают финики, другие – нет, и что плоды не образуются без опыления пыльцой. Они назвали пальму, на которой образуются финики, женской, а пальму, дающую только пыльцу, – мужской.
1) листья 2) корни 3) пыльца 4) двудомное
5) однодомное 6) тычиночные 7) пестичные 8) лепестки

23. Вставьте в текст «Плоды и их образование» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ПЛОДЫ И ИХ ОБРАЗОВАНИЕ
В результате двойного оплодотворения образуется семя, которое состоит из ____(А), эндосперма и семенной кожуры. Из стенки завязи образуется стенка плода, называемая ____(Б), который может быть как сочным, так и сухим. Количество семян зависит от количества ____(В) внутри завязи. Если в завязи он один, то в результате получится односемянный плод, например ____(Г), а если много, то плод будет многосемянный, как у тыквы или помидора.
1) прицветник 2) зерновка 3) околоплодник 4) зигота
5) семязачаток 6) семядоля 7) зародыш 8) яблоко


24. Вставьте в текст «Характеристика царства Грибы» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр впишите в приведённую ниже таблицу.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЦАРСТВА ГРИБЫ
Грибы по способу питания являются___ (А). Это сближает их с___(Б). Клеточные стенки, содержащие ___ (В) выполняют опорную функцию. От растений их отличает отсутствие ___(Г), а сближает неограниченный рост.
1) автотрофа 2) гетеротрофа 3) целлюлоза 4) животное
5) растения 6) хитин 7) митохондрия 8) хлоропласт

25. Вставьте в текст «Систематическая категория» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
____ (А) – обособленная группа особей одного вида, занимающих определённую территорию внутри его ареала и свободно скрещивающихся друг с другом. Общее число особей вида на данной территории представляет ____ (Б), а число новых особей вида, появившихся на данной территории за единицу времени в результате размножения – ____ (В). Число погибших особей вида на данной территории за единицу времени – это ____(Г).
1) подвид 2) популяция 3) численность популяции
4) миграция популяции 5) рождаемость популяции 6) смертность популяции
7) род 8) половая структура популяции

26. Вставьте в текст «Колебания численности особей» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
КОЛЕБАНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ ОСОБЕЙ
Численность особей в популяциях непостоянна. Её периодические колебания называются ____(А). Их значение для эволюции состоит в том, что при росте численности популяции число мутантных особей увеличивается во столько же раз, во сколько возросло число особей. Если численность особей в популяции сокращается, то её ____ (Б) становится менее разнообразным. В этом случае в результате ____ (В) из него могут исчезнуть особи с определёнными ____(Г).
1) популяционная волна 2) борьба за существование 3) изменчивость
4) генофонд 5) естественный отбор 6) генотип
7) фенотип 8) наследственность
27. Вставьте в текст «Царство Грибы» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр впишите в приведённую ниже таблицу.
ЦАРСТВО ГРИБЫ
Грибы по способу питания являются _____(А). Это сближает их с ____(Б). Клеточные стенки, содержащие ____(В) выполняют опорную функцию. От растений их отличает отсутствие ____(Г), а сближает неограниченный рост.
1) автотроф 2) гетеротроф 3) целлюлоза 4) животное
5) растение 6) хитин 7) митохондрия 8) хлоропласт

28. Вставьте в текст «Критерии вида» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
КРИТЕРИИ ВИДА
Самым удобным и простым признаком, указывающим на принадлежность организмов к одному виду, является сходство их внешнего строения, то есть _____(А) вида. Сходство процессов жизнедеятельности организмов, принадлежащих к одному виду – это _____(Б) вида. Ареал, в пределах которого встречаются организмы, принадлежащие к одному виду, – это _____(В). Для организмов одного вида характерны сходные потребности в условиях среды – это _____(Г).
1) экологический критерий 2) генетический критерий 3) физиологический критерий
4) географический критерий 5) биохимический критерий 6) морфологический критерий
7) этологический критерий 8) исторический критерий

29. Вставьте в текст «Бактерии» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
БАКТЕРИИ
Среди бактерий имеется группа организмов, живущая в бескислородной среде, т.е. являющаяся ____(А). При неблагоприятных условиях они могут образовывать ____(Б). Многие бактерии имеют ____(В), с помощью которых они передвигаются. Наследственная информация у этих микроорганизмов хранится в ____(Г).
1) хромосома ядра 2) аэроб 3) кольцевая хромосома 4) анаэроб
5) ложноножка 6) спора 7) жгутик 8) циста

30. Вставьте в текст «Эволюционное учение» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ
Основоположником современного учения об эволюционном развитии органического мира был ____(А). К основным положениям его учения относятся следующие: важнейшим фактором эволюции является ____ (Б) изменчивость; внутри одного вида, а также между разными видами происходит ____ (В); в природе действует ____(Г), приводящий к разнообразию организмов на Земле.
1) ненаследственная (модификационная) 2) естественный отбор 3) Ч. Дарвин
4) Ж.Б. Ламарк 5) борьба за существование 6) наследственная (мутационная)
7) искуственный отбор 8) взаимопомощь








































1. Вставьте в текст «Характеристика царства Грибы» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр впишите в приведённую ниже таблицу.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЦАРСТВА ГРИБЫ
Грибы по способу питания являются___ (А). Это сближает их с___(Б). Клеточные стенки, содержащие ___ (В) выполняют опорную функцию. От растений их отличает отсутствие ___(Г), а сближает неограниченный рост.
1) автотрофа 2) гетеротрофа 3) целлюлоза 4) животное
5) растения 6) хитин 7) митохондрия 8) хлоропласт
2. Вставьте в текст «Систематическая категория» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
____ (А) – обособленная группа особей одного вида, занимающих определённую территорию внутри его ареала и свободно скрещивающихся друг с другом. Общее число особей вида на данной территории представляет ____ (Б), а число новых особей вида, появившихся на данной территории за единицу времени в результате размножения – ____ (В). Число погибших особей вида на данной территории за единицу времени – это ____(Г).
1) подвид 2) популяция 3) численность популяции
4) миграция популяции 5) рождаемость популяции 6) смертность популяции
7) род 8) половая структура популяции
3. Вставьте в текст «Колебания численности особей» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
КОЛЕБАНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ ОСОБЕЙ
Численность особей в популяциях непостоянна. Её периодические колебания называются ____(А). Их значение для эволюции состоит в том, что при росте численности популяции число мутантных особей увеличивается во столько же раз, во сколько возросло число особей. Если численность особей в популяции сокращается, то её ____ (Б) становится менее разнообразным. В этом случае в результате ____ (В) из него могут исчезнуть особи с определёнными ____(Г).
1) популяционная волна 2) борьба за существование 3) изменчивость
4) генофонд 5) естественный отбор 6) генотип
7) фенотип 8) наследственность
4. Вставьте в текст «Царство Грибы» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр впишите в приведённую ниже таблицу.
ЦАРСТВО ГРИБЫ
Грибы по способу питания являются _____(А). Это сближает их с ____(Б). Клеточные стенки, содержащие ____(В) выполняют опорную функцию. От растений их отличает отсутствие ____(Г), а сближает неограниченный рост.
1) автотроф 2) гетеротроф 3) целлюлоза 4) животное
5) растение 6) хитин 7) митохондрия 8) хлоропласт
5. Вставьте в текст «Критерии вида» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
КРИТЕРИИ ВИДА
Самым удобным и простым признаком, указывающим на принадлежность организмов к одному виду, является сходство их внешнего строения, то есть _____(А) вида. Сходство процессов жизнедеятельности организмов, принадлежащих к одному виду – это _____(Б) вида. Ареал, в пределах которого встречаются организмы, принадлежащие к одному виду, – это _____(В). Для организмов одного вида характерны сходные потребности в условиях среды – это _____(Г).
1) экологический критерий 2) генетический критерий 3) физиологический критерий
4) географический критерий 5) биохимический критерий 6) морфологический критерий
7) этологический критерий 8) исторический критерий
6. Вставьте в текст «Бактерии» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
БАКТЕРИИ
Среди бактерий имеется группа организмов, живущая в бескислородной среде, т.е. являющаяся ____(А). При неблагоприятных условиях они могут образовывать ____(Б). Многие бактерии имеют ____(В), с помощью которых они передвигаются. Наследственная информация у этих микроорганизмов хранится в ____(Г).
1) хромосома ядра 2) аэроб 3) кольцевая хромосома 4) анаэроб
5) ложноножка 6) спора 7) жгутик 8) циста
7. Вставьте в текст «Эволюционное учение» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ
Основоположником современного учения об эволюционном развитии органического мира был ____(А). К основным положениям его учения относятся следующие: важнейшим фактором эволюции является ____ (Б) изменчивость; внутри одного вида, а также между разными видами происходит ____ (В); в природе действует ____(Г), приводящий к разнообразию организмов на Земле.
1) ненаследственная (модификационная) 2) естественный отбор 3) Ч. Дарвин
4) Ж.Б. Ламарк 5) борьба за существование 6) наследственная (мутационная)
7) искуственный отбор 8) взаимопомощь
ЕГЭ - 2017! Новые январские варианты
https://bio-ege.sdamgia.ru/?redir=1
Ароморфозы и идиоадаптации мезозойской и кайнозойской эры
Главными направлениями биологического прогресса являются 1) арогенез (морфологический прогресс), 2) аллогенез, 3) катагенез (общая деградация)

Арогенез - эволюционное направление, сопровождающееся прообретением крупныхизменений строения - ароморфозов. Ароморфоз (от греч. "айро" - поднимаю, "морфо" - форма, образец) - это такое качественное изменение, при котором значительно увеличивается приспособленность группы, повышается ее жизнедеятельность в новых условиях обитания, что дает широкие преимущества данной группе и способствует расширению ее ареала.

Аллогенез - эволюционное направление, сопровождающееся прообретением идиоадаптаций. Идиоадаптации (от греч. "идиос" - особенность, "адаптация" - приспособление) - это эволюционные приспособления к специальным условиям среды, наступающие после ароморфозов. При этом общего подъема уровня организации и интенсивности жизнедеятельности организмов не происходит.
http://bio9klass.blogspot.ru/2014/11/blog-post_24.html