ГлавнаяБлогиЧеркова Светлана Анатольевна
+7 RSS-лента RSS-лента

Черкова Светлана Анатольевна

Автор блога: Черкова С.А.
Минутка чистописания может быть развивающей и интересной

Минутка чистописания может быть развивающей и интересной

В толковом словаре Ожегова «Чистописание в школьном преподавании: обучение красивому четкому письму».
Как сделать минутку чистописания развивающей и интересной, чтобы у детей появилось желание красиво и правильно писать буквы. Для этого надо большое внимание уделить структуре и методики проведения минутки чистописания.
Дембицкая Наталья, Обухова Екатерина и Бакулина Галина в статье «Структура и методика проведения минутки чистописания» делят минутку чистописания на 2 этапа подготовительный и исполнительный. В подготовительном этапе выделяют две части: 1) определение и формулирование учащимися темы минутки чистописания; 2) составление детьми плана предстоящих действий по написанию буквы и ее элементов.
Особенно хочется обратить внимание на упражнения подготовительного этапа. На данном этапе у детей ускоряется процесс интеллектуального развития и формируются лингвистические знания, умения, навыки.
Первая группа упражнений – составление характеристики искомой буквы и звуков, которые она обозначает. Пример задания: «Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания; она есть в каждом из данных слов (на доске написаны слова: енот, сетка, ежиха, пенал) и может разделить их на две равные группы. Какая это буква? На какие две группы она может разделить данные слова?» Примерный ответ: «Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву е. Она имеется в каждом из данных слов. Но в словах сетка, пенал она обозначает звук [э]. Это первая группа. В словах енот, ежиха –два звука [й], [э] – это вторая группа».
Вторая группа упражнений – осуществление неполного фонетического разбора. Пример задания: «Прочитайте написанные на доске слова (бумага, гиря, ряд). Определите букву, которую мы будем сегодня писать на минутке чистописания. В одном из слов она обозначает парный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква? В каком слове она находится?» Возможный ответ: «Сегодня мы будем писать букву г. Она находится в слове гиря и обозначает в нем парный звонкий мягкий согласный звук».
Выполнение подобного рода заданий начинается с поиска буквы в одном слове, состоящем не более чем из трех-четырех букв. Постепенно учащиеся переходят к нахождению буквы в слове, состоящем из большего количества букв. Дальнейшее усложнение осуществляется за счет постепенного увеличения количества исходных слов, в одном из которых находится искомая буква. Слова подбираются с таким расчетом, чтобы в каждом из них присутствовала буква, которая обозначала бы звук, отличающийся от искомого всего по одному показателю.
Третья группа упражнений – осуществление разбора слова по составу. Пример задания: «Определите букву, которую мы напишем на минутке чистописания. Она имеется в корне каждого из данных слов. Какая это буква?» Исходные слова: закваска, подголосок, мясистый.
Примерный ответ: «Сегодня мы будем писать букву с. Она имеется в корне квас слова закваска; в корне голос слова подголосок; в корне мяс слова мясистый». Подбор слов в упражнениях данной группы начинается с двух единиц, каждая из которых имеет одну -две составные части. Постепенно увеличивается количество слов и усложняется их состав.
Четвертая группа упражнений – проведение словарного диктанта в нетрадиционной форме. Пример задания: «Прочитайте вслух данные слова. Определите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания. Она обозначает одинаковую орфограмму во всех существительных данного ряда: детский, тростник, лестница, вестник, отвечаю, местность, трудный. Какая это буква?» Возможный ответ: «Сегодня мы будем писать букву т. Во всех существительных данного ряда: тростник, лестница, вестник, местность она является непроизносимой согласной». Подбор слов в упражнениях этой группы начинается с двух-трех единиц одной части речи. Постепенно увеличивается количество исходных слов и разнообразие частей речи.
Пятая группа упражнений – проведение словарного диктанта в нетрадиционной форме усложненного характера. На доске написаны слова с пропущенными орфограммами: праз…ник, ст…лица, сер…це, ур…жай, ч…нил, с…бака, н…зина, звез…ный, л…цо . Задание: «Назовите буквы, которые мы будем писать на минутке чистописания. С их помощью можно разделить данные слова на равные группы. Какие это буквы? По какому признаку вы разделили слова на группы?» Предполагаемый ответ: «Сегодня мы будем писать три буквы: д, о, и. Буква д является непроизносимой согласной в словах праздник, сердце, звездный. Буква о представляет собой непроверяемую безударную гласную в словах столица, урожай, собака. Буква и является безударной гласной в корнях слов лицо, чинил, низина. Слова разделены на три равные группы по орфограммам».
Шестая группа упражнений – осуществление неполного фонетического разбора и разбора слов по составу. Пример задания: «Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она находится в корне одного из данных слов (резинка, закрыл, кит) и обозначает в нем парный глухой мягкий согласный звук. Какая это буква? В каком слове она находится?» Условия составления и выполнения упражнений данной группы такие же, как во второй.
Седьмая группа упражнений – осуществление неполного фонетического разбора, анализа слова по составу, морфологического разбора в нетрадиционной форме. На доске написаны слова: лампа, лесной, отлетел . Задание учителя: «Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она находится в корне глагола и обозначает в нем непарный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква? В каком слове она находится?»
Работа в упражнениях данной группы начинается с двух слов разных частей речи и однотипного их состава. Затем подбираются два слова разных частей речи и разного состава. Далее постепенно увеличивается количество слов разных частей речи с усложненным составом и количество искомых букв. Пример такого усложненного упражнения. На доске написаны слова: стар…сть, п…шел, н…винки, заварной. Задание: «Прочитайте написанные на доске слова. Назовите буквы, которые мы будем писать на минутке чистописания. Их две. Первая находится в приставке глагола, в корне существительного во множественном числе, в суффиксе существительного в единственном числе, в окончании имени прилагательного. Вторая буква обозначает парный звонкий твердый согласный звук и находится в корне слова, в котором имеются все составные части. Какие это буквы?»
Для такого рода упражнений сначала подбирается группа слов, которые можно разделить на две равные части, в каждой из которых находится по два слова. Постепенно увеличивается количество предназначенных для группировки слов и количество частей, на которое их можно разделить.
Усложненной разновидностью этой группы выступают упражнения на повышение орфографической зоркости с элементами шифра, кода и т. д. Пример задания. На доске написаны слова: суббота, беда, пальто, лес, собака, береза, песок, глаз, работа, окно и шифр к ним: 1-4-1. Учитель предлагает детям: «Расшифруйте данные цифры (1-4-1), используя только слова из словарика, написанные в этом ряду, и применяя правило о роде имен существительных. Если вы правильно сгруппируете слова в соответствии с шифром, то в каждом слове второй группы найдете искомую букву. Какая это буква? В каких словах она встречается?» Возможный ответ: «Сегодня мы будем писать букву б. Она есть во всех словах второй группы, которую составляют существительные женского рода: береза, суббота, собака, работа. К первой группе относится существительное мужского рода песок, к третьей – существительное среднего рода пальто. Отсюда шифр: 1-4-1».
Следующий виток усложнения осуществляется за счет выполнения заданий, где дети вначале выявляют закономерность (механизм) определения намеченной педагогом буквы, а затем самостоятельно осуществляют ее поиск. Эта интеллектуальная работа сопровождается не менее важной и более напряженной (чем в предыдущих группах упражнения) речевой деятельностью, поскольку учащиеся не только должны обосновывать свои действия по поиску буквы, но и предварительно сформулировать программу этих действий.
Восьмая группа упражнений – подбор синонимов. Пример задания: «Внимательно посмотрите на данную запись:
доктор – врач
зов – ?
рев – ?
ураган – ?
Правильно сформулировав и выполнив задание, вы определите тему минутки чистописания». Предполагаемый ответ: «К словам левого столбика надо подобрать слова, близкие по значению, оканчивающиеся на букву ч: доктор – врач, рев – плач, зов – клич, ураган– смерч. Во всех словах правого столбика имеется согласная ч. Значит, сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву ч».
Девятая группа упражнений – подбор антонимов. Пример задания: «Внимательно посмотрите на данную запись:
большой – маленький
сухой – ?
война – ?
глубокий– ?
старый – ?
гладить – ?
твердый – ?
Если правильно сформулируете и выполните задание к ней, то узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания». Предполагаемый ответ: «К словам левого столбика надо подобрать слова, противоположные по смыслу, начинающиеся на букву м: большой – маленький, сухой – мокрый, война – мир, глубокий – мелкий, старый – молодой, гладить – мять, твердый – мягкий. Значит, мы сегодня будем писать букву м».При необходимости можно увеличивать орфографическую значимость в упражнениях восьмой и девятой группы. Для этого на месте орфограммы в исходных словах ставится многоточие и осуществляется проверка их записи. Для проверки желательно выбрать способ, также предусматривающий речемыслительную деятельность. Например, предложить школьникам рассказать о написании данных слов, предварительно сгруппировав их по орфограммам.
Для получения высокого эффекта, кроме обозначенных условий выполнения заданий к конкретным группам упражнений, необходимо соблюдать общие требования ко всем группам упражнений первой части подготовительного этапа. К ним относятся:
1. От урока к уроку степень трудности заданий в каждой группе упражнений постепенно возрастает.
2. Содержание упражнений связывается с изучаемыми темами русского языка, что позволяет повысить эффективность их усвоения.
3. Каждое задание предусматривает активную речемыслительную деятельность школьников, в процессе которой ими создается рассказ-рассуждение, рассказ-умозаключение, дающие представление о предпринятых учеником действиях по нахождению буквы, предназначенной для письма. При их создании учитель обращает внимание детей на правильность построения предложений и логику изложения мыслей.
Вторая часть подготовительного этапа, как и первая, требует постепенного усложнения активной и осознанной деятельности учащихся. Дети не воспроизводят готовый образец написания буквы и ее элементов (букв и их элементов). Они предварительно, в процессе речемыслительной деятельности, осваивают порядок записи букв, предложенный учителем, определяя и формулируя вслух ее закономерность. Закономерность записи на каждом уроке меняется, обеспечивая постепенно нарастающий уровень трудности, который создается двумя путями.
Первый путь: постепенное усложнение учителем конструкций букв (букв и их элементов) в предлагаемой им цепочке. Здесь возможны самые разные варианты:
1) … (закономерность: короткая наклонная линия чередуется с длинной наклонной линией с закруглением внизу);
2) … (закономерность: строчная буква а чередуется с длинными наклонными линиями, количество которых при каждом повторе увеличивается на одну);
3) б 0 бб 0 ббб 0 … (закономерность: строчные буквы б , количество которых при каждом повторе увеличивается на одну, чередуются с овалом);
4) … (закономерность: строчные буквы в, количество которых при каждом повторе уменьшается на одну, чередуются с длинной наклонной линией с закруглением внизу);
5) …(закономерность: строчные буквы у , количество которых при каждом повторе уменьшается на одну, чередуются с короткими наклонными линиями с закруглением внизу, количество которых при каждом повторе увеличивается на одну);
6) ра рб рв …(закономерность: строчная буква р чередуется с идущими по порядку буквами алфавита);
7) ма мя мб мю …(закономерность: строчная буква м чередуется с идущими в прямом и обратном порядке буквами алфавита);
8) обл лбо обл лбо …(закономерность: строчная буква б пишется с буквами о и л,которые в каждом звене цепочки меняются местами);
9) оё ооёё оооёёё …(закономерность: цепочка состоит из букв о и ё; при каждом повторе их количество увеличивается на одну). И т. д.
Второй путь усложнения – привлечение учащихся к составлению цепочки букв. Здесь возможен вариативный подход, который находится в прямой зависимости от степени самостоятельности школьников в данной работе: вариант частичного участия и вариант полной самостоятельности в составлении цепочки букв. В варианте частичного участия закономерность чередования букв в цепочке определяет учитель. На долю учащихся в этом случае приходится работа, связанная либо с восприятием указанной учителем закономерности в усложненных условиях, либо с реконструкцией заданного педагогом порядка букв. Здесь возможны такие виды деятельности:
1) восприятие на слух предложенной учителем закономерности и запись в соответствии с ней цепочки букв в указанном порядке. Например, учитель предлагает: «Составьте цепочку из строчных букв а, о, т так, чтобы в каждом звене гласные стояли перед согласной и менялись между собой местами» (аот оат аот оат… );
2) самостоятельное выявление закономерности записи букв в данном ряду; письмо цепочки с изменением первоначального порядка букв на другой, связанный с заданием учителя. Например, учитель предлагает определить порядок следования букв в следующем ряду:
абу, уаб и написать его, поочередно увеличивая количество гласных букв в каждом звене на одну (аабу, ууаб и т. д.);
3) самостоятельное выявление закономерности записи в данной учителем цепочке; письмо цепочки с изменением заданного учителем порядка на самостоятельно придуманный с последующим озвучиванием составленной закономерности.
Вариант полной самостоятельности предусматривает составление учащимися закономерности чередования букв и ее озвучивание.
Занятия каллиграфией развивают чувство ритма и регулярности, повышают интеллект учащихся. Эффект от занятий может проявиться в разное время. У кого-то влияние каллиграфии сказывается сразу, кто-то созреет позже. Важно при планировании урока не пропускать этот этап урока, а постараться провести его интересно и занимательно.

Литература
1. http://slovarsbor.ru/
2. http://www.nnre.ru/jazykoznanie/metodika_intellektualnogo_razvitija_mladshih_shkolnikov_na_urokah_russkogo_jazyka/p9.php
3. http://kalligrafinja.ru/blog/shkolnye-chistopisanie-i-kalligrafiya-shodstvo-i-razlichiya-chast-2.html
Куклы обереги
Куклы обереги


В глубокой древности у кукол было другое предназначение, они были человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня.
Куклы «Кувадки»
Сегодня мало кому известен обряд «кувады». А, тем не менее, еще в середине 19 века он был широко распространен и наделялся магической силой. Магия этого обряда связывалась с таинством рождения ребенка. В старину ребенок рождался в бане, чтобы не привадить нечистую силу в избу. А после рождения ребенка прятали в чулане, чтобы его не нашли злые духи. А в это время отец ребенка совершал магические обрядовые действия, которые назывались «кувада». Их суть заключалась в следующем: в предбанник ставилось лукошко с куриными яйцами, и развешивались обрядовые куклы. Отец ребенка садился на лукошко и начинал кричать. Верили, что, услышав крики, злые духи вселялись в эти первые, попавшиеся на глаза неодушевленные образы людей. А вот после рождения и крещения ребенка эти куклы сжигались. К концу 19 века истоки древнего обряда были забыты, а куклы остались. Но их магическое действие изменилось: теперь их вешали над колыбелью после крещения для оберегания младенца от козней злых духов. Обычно в связке их было от 3 до 5 куколок из разноцветной ткани. Яркие и веселые, они заменяли детям в старину погремушки. Когда родители уходили в поле на работу, и ребенок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл.
Технология изготовления куклы «кувадки»
Материалы: ситец – 30х30 см, 15х15 см, нитки х/б.
Инструменты: линейка, карандаш (мел), ножницы, шаблоны.

Последовательность изготовления куклы "Кувадки"

1)Обвести шаблоны основы и раскроить два квадрата из ситца.
2)Большой квадрат свернуть в трубочку, предварительно подогнув края. Сложить пополам, по линии шеи стянуть нитками. Можно добавить немного ваты. Это голова.
3)Так же скатать в трубочку маленький квадрат. На обоих концах оставить немного ткани и связать нитками. Это руки.
4)Сложить руки под линией шеи под две трубочки. Перевязать нитками крест-накрест, оформив грудь.
5)Раскроить по шаблонам одежду для национального костюма. Одеть куклу.

Правила изготовления народной куклы
Традиционно куклу делали «в подоле» на коленках, а не на столе. Стол – это общее пространство, а колени только ваше. На столе лежит ткань, нитки и инструменты, а кукла только в подоле. Ряд кукол (например осенние лихоманки, кувадки) пока делали ни разу не выпускали из рук. Ткань для куклы должна быть натуральной: лен, хлопок, шерсть. С ткани обязательно удаляются кромки (если из новой ткани) и старые швы-подрубки (если из старых вещей). Если делать для себя, членов семьи, семейного использования, приветствуется изготовление кукол из того, что носилось или использовалось в обиходе (скатерти, постельное) семьей. Куклу на подарок или продажу, делают только из новой ткани, или старых «тряпочек» того, для кого вы эту куклу делаете.
Если, что-то в кукле не получилось, разваливается, да и просто не нравится – лучше разобрать и переделать заново. Обережные куклы делаются быстро. Бабушки, которые делают в деревнях кукол, говорят: «Я не рисую лицо, чтобы не испортить куклу. Кукла сама по себе в образе». И раньше лица славяне куклам не делали — по тем соображениям, что они и так похожи на человека, а имея глаза — зеркало души, — могут и ожить. В среду, пятницу и в воскресенье не рекомендуют делать кукол, это "нехорошие" для кукол дни. Первую куклу не дарите и не отдавайте - она ВАША.
ЛИТЕРАТУРА
1.И.Н. Котова, А.С. Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла»
2.Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. – М.: “Культура и традиции”, 2007
Применение на уроках упражнений по методике Л.И. Латохиной
Применение на уроках упражнений по методике Л.И. Латохиной

Поза "Дерево"
Применение на уроках упражнений по методике Л.И. Латохиной

Поза "Перехлест"
Применение на уроках упражнений по методике Л.И. Латохиной

Поза "Божественная"
Упражнения для снятия общего утомления (физминутки)
Упражнения для снятия общего утомления (физминутки)
Зарядка.
Одолела нас дремота,
Шевельнуться неохота?
Ну-ка делайте за мною
Упражнение такое:
Вверх, вниз потянись,
Окончательно проснись.
Руки вытянуть пошире.
Раз, два, три, четыре.
Наклониться – три, четыре,
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку –
Все мы делаем зарядку.
Разминка.
Мы на плечи руки ставим,
Начинаем их вращать.
Так осанку мы исправим.
Раз, два, три, четыре, пять!
Руки ставим перед грудью,
В стороны разводим.
Мы разминку делать будем
При любой погоде.
Руку правую поднимем,
А другую вниз опустим.
Плавно двигаем руками
И меняем их местами.
А теперь давайте вместе
Пошагаем все на месте.
А потом за парты сядем,
Ждут нас ручки и тетради.
Головушка-соловушка (гладим).
Лобик-бобик.
Носик-абрикосик.
Щёчки-комочки.
Губки-голубки ( в трубочку).
Бородушка-молодушка.
Глазки-краски (широко раскрываем).
Реснички-сестрички (хлопаем).
Ушки-непослушки (Трём).
Шейка-индейка (вытягиваем).
Плечики-кузнечики (вверх-вниз).
Ручки-хватушки (обнимаем себя).
Пальчики-мальчики (шевелим)
Грудочка-уточка (выпячиваем)
Пузик-арбузик (выпячиваем)
Спинка-тростинка (выпрямляем).
Коленки-поленки (сгибаем).
Ножки-сапожки (топаем).
Речка.
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это – брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все как один –
Плывём, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Часы.
Тики-так, тики-так, -
Так ходики стучат.
Туки-так, туки-так –
Так колёса стучат.
Токи-ток, токи-ток –
Так стучит молоток.
Туки-ток, туки-ток –
Так стучит каблучок.
Делай с нами.
Ручки потянули вверх,
Словно там висит орех.
Тянем в стороны потом,
Словно обнимаем дом.
Ноги врозь, на пояс руки,
Влево плечи развернули.
А теперь направо. Ну-ка!
Упражнение повтори
Мы на месте снова ходим.
Но от парты не отходим.
По местам пора садиться
И опять начать учиться.


Черкова С.А. 0 3018 2 комментария
Упражнения для кистей рук.
dance
Упражнения для кистей рук.
Семья.

Пальцы рук сжаты в кулак. Локти стоят на столе. Начиная с мизинца, дети одновременно раскрывают оба кулачка, поднимая по одному пальчику.
Этот пальчик – бабушка.
Этот пальчик – дедушка.
Этот пальчик – папа.
Этот пальчик – мама.
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья.

Домик.
Раз, два, три, четыре, пять!
(Разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с большого пальца.)
Вышли пальчики гулять.
(Ритмично разжимаем все пальцы вместе)
Раз, два, три, четыре, пять!
(Поочерёдно сжимаем широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца.)
В домик спрятались опять.
(Исходное положение).

Волшебные пальчики.
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять!
Не сидится им опять.
Постучали, повертели.
И работать расхотели.
(массажируем каждый пальчик).
Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик прыг в кровать.
Этот рядом прикорнул.
Этот пальчик уж уснул.
А другой давненько спит.
Кто у нас ещё шумит?
Тише, тише, не шумите.
Пальчики не разбудите.
Утро ясное придёт,
Солнце красное взойдет.
Станут пальчики вставать.
Просыпайся, детвора!
В школу пальчикам пора!

Здравствуй, пальчик.
Приговаривая каждую строчку, дети массируют пальчик той руки, которой пишут, загибая его в кулачок.
Пальчик-пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.
Этот пальчик в лес пошёл.
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик жарил сам.
Этот пальчик сам всё съел,
Оттого и потолстел.

Дружба.
Дружат в нашем классе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружимся
Маленькие пальчики.
Один, два, три, четыре, пять.
Пять, четыре, три, два, один.

Пять пальцев.
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их нетрудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Гимнастика для глаз.
Гимнастика для глаз.
joke
Упражнения на расширение зрительной активности.

1. Использование разного рода фигур и линий, по которым дети бегают глазами.
Например, на листе ватмана изображаются какие-либо цветные фигуры (овал, восьмёрка, волна, спираль, ромб и.т.д.) или причудливо перекрещенные линии разных цветов толщиной 1 см. Этот плакат размещается выше уровня глаз в любом удобном месте.
По просьбе учителя дети начинают «пробегать» глазами по заданной территории. При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер. Можно на кончик указки прикрепить бабочку и отправиться вместе с ней в путешествие.
Упражнение выполняется стоя.
2. Работа с расположенными на стенах классной комнаты карточками.
На них мелкие силуэтные изображения предметов, буквы, слоги, слова, цифры, геометрические фигуры. Размер предметов от 1-3 см. По просьбе учителя дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают на стенах картинки, являющимися ответом на загадку; находят изображения предметов, в названии которых есть нужный звук; составляют из слов, записанных на карточках, предложение.

Гимнастика для глаз по методу Шичко Г.А.

1. Вверх-вниз, вправо-влево.
Двигать глазами вверх-вниз, вправо-влево. Зажмурившись, снять напряжение, считать до десяти.
2. Круг.
Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
3. Квадрат.
Представить квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый нижний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в угол воображаемого квадрата.

4. Рисование носом.
Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву, закрыть глаза. Представить себе, что нос стал длинным, что достаёт до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку.

5. Раскрашивание.
Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, закончить раскрашивание самым любимым цветом. Раскрашивать необходимо не торопясь, не допуская пробелов.